От тихой монашеской обители, прибежища веры и горстки мирных иноков, до поприща насильников, крови и мук, - такой путь прошел Соловецкий монастырь и его скиты.
Часть I. "К истокам"
Истоком соловецкого монашества считается прибытие на остров для молитвенного уединения преподобных Савватия и Германа, которые воздвигли здесь крест и построили келью в первой половине 15в. Прожив в трудах и молитвах 6 лет, иноки отправились на материк, где Савватий закончил свои дни.
Спустя год Герман, повстречав в Поморье отшельника Зосиму, возвращается с ним на остров. Зосиме является видение монастыря и места его основания. Так, примерно в 13км от Савватьевского скита, были построены первые деревянные храмы. Позже Зосима выхлопотал от Великого Новгорода грамоту монастырю на вечное владение всеми соловецкими островами.
С тех пор обитель стала быстро возвышаться и достигла своего расцвета при святителе Филиппе (в миру Федор Колычев), который оказался великолепным хозяйственником:
начал строительство каменных церквей (на месте деревянных, уничтоженных пожарами);
▫️отстроил оборонительную гранитную стену вокруг кремля;
▫️создал сеть каналов, объединившую 78 озер для питания Святого озера и водоснабжения монастыря;
▫️механизировал монастырские промыслы (солеварение, кузнечное дело, рыбную ловлю, сельское хозяйство и другие), превратив Соловки в настоящий промышленный и культурный центр Северного Поморья.
Всеобщее уважение народа и заслуги Филиппа не могли остаться незамеченными, и в 1566 году Иван Грозный предлагает ему митрополичий сан, быть в котором довелось лишь 2 года: за обличение злодейств опричников царя заточен в Отроч Успенский монастырь в Твери, где был задушен Малютой Скуратовым.
Часть II. "Оборонительная"
И кто только не атаковал Соловецкую обитель: враги внешние, враги внутренние…
«Благодаря» не единожды, но безрезультатно нападавшим с 1570х годов шведам, финнам и датчанам, монастырь сначала обзавелся крепостью деревянной с земляными валами и пушками, а после каменной.
Постепенно военное дело стало постоянной обязанностью монахов, а Соловецкий монастырь стал стратегическим пунктом по защите северных рубежей России. И даже в Крымскую войну при нападении двух английских паровых 60-пушечных фрегатов обитель выстояла, не понеся человеческих жертв и разрушений.
Враги же внутренние оставили после себя такой разгром, после которого монастырь смог оправиться только к началу 18в. Речь, конечно, о расколе Русской Церкви, вызванной церковными реформами Никона в 1650-х годах (направлены они были на изменение существовавшей тогда обрядовой традиции с целю унификации с современной греческой). Соловецкий монастырь реформы осудил, назвав их ересью. Правительство же восприняло это как бунт, который необходимо было подавить. Противостояние вылилось в долгую осаду, так называемое «соловецкое сидение», и продолжалось почти восемь лет, закончившись предательством одного из монахов и казнью почти всех мятежников.
Часть III. "Жестокая"
Монастырские застенки Соловков не пустовали аж с 16 века, ибо место это было удобное для удаления неугодных лиц: расстриженных священников и монахов, старообрядцев, политических преступников, убийц. Сроки заключения назначались практически пожизненные, а отбывали их в каменных «мешках», камерах и ямах, существовавших в стенах и внутри башен Соловецкой крепости (специальных тюремных построек не было). Условия содержания узников были нечеловеческие: полумрак, сырость и холод…
В 1883 году соловецкая тюрьма была упразднена и перестала быть местом ссылки, но всего на каких-то 40 лет. Пришедшая на смену монархии власть Советов добавила предыдущим ужасам новых красок.
В 1923 году Соловецкие острова были переданы ОГПУ, и в обезглавленных соборах и колокольнях организован Соловецкий лагерь особого назначения (СЛОН). Созданный изначально для изоляции и трудового "перевоспитания" интеллигенции, он за несколько лет превратился в жестокий концлагерь, где рабский труд и расстрелы были уготованы десяткам тысяч заключенных.
Оксюморон первого организованного государством концлагеря заключался в том, что половину административных должностей занимали главные враги коммунистов – белогвардейские офицеры, а епископы и архиепископы, сплошь и рядом подозреваемые в антисоветской деятельности, сторожили большевистское и лагерное имущество.
СЛОН просуществовал 16 лет, и за эти годы не было места страшнее, чем Соловки, на Соловках же не было места страшнее, чем Секирная гора, где располагался штрафной изолятор, прославившийся изощренными издевательствами и убийствами «ради забавы».
На Секирке находится кладбище погибших в мясорубке СЛОНа: пронумерованные братские могилы с табличками, на которых указано лишь количество погребенных человек.
История сама по себе ужасная, и не хочется ее подкреплять еще более грустными иллюстрациями. Кто поедет, увидит и прочувствует это место своим нутром.
С вершины Секирной горы открывается потрясающий вид – полюбуемся лучше на него!
А на самой горе стоит Вознесенский храм, служивший одновременно маяком, - и это единственное подобное решение в русском церковном зодчестве.
Часть IV. "Патриотическая"
После закрытия тюрьмы (1939г.) острова стали базой обучения будущих и действующих военных моряков для всех советских флотов, а «хозяином» Соловков - Учебный отряд Северного флота.
Почему именно о.Большой Соловецкий был выбран в качестве кузницы кадров? Плюсов немало:
- омывающее со всех сторон море
- наличие технической базы
- возможность переоборудовать монастырские помещения под классы
- близость к зоне боевых действий без угрозы жизни курсантов
Здесь в мае 1942г. была создана школа юнг Северного флота, призванная подготовить радистов, электриков, механиков, сигнальщиков, мотористов, флотских боцманов из числа добровольцев: юных партизан, сыновей полка, детей погибших солдат, комсомольцев…
Возрастной ценз учащихся был установлен в 14-16 лет, однако, не секрет, что мальчишки приписывали себе годы и «теряли» документы при поступлении.
Как и любому пилотному проекту, первому набору юнг пришлось тяжелее всего, приходилось самим создавать себе материальную базу: ремонтировать и приспосабливать под учебные корпуса полуразрушенные здания церкви и корпуса в Савватьево, строить землянки на Купальном озере, жить в палатках.
Претерпев все тяготы юнги становились самыми юными профессионально подготовленными участниками Великой Отечественной войны, которые вместе со взрослыми вставали на защиту родной страны с оружием в руках.
«Первую любовь они узнали позже, чем ранение в бою», - слова из фильма «30 лет спустя», который транслируют в Музее юнг. Очень рекомендую к просмотру и посещению!
А осенью 1945 года после третьего выпуска Соловецкую школу по решению командования передислоцировали в Кронштадт, где объединенная Школа юнгов ВМС продолжала ковать кадры до 1952г.
Подписывайтесь на канал, впереди еще много интересного ;)