Сегодняшний наш разговор - о философии природы. Предмет философии природы - это взаимодействие природы и общества, точнее говоря - философское осмысление этого взаимодействия, места человека в природе. связи природы с человеком и человека с природой.
М.: Пап, человеки - это такая же часть природы, как и другие её элементы, или, как говорится, это что-то особенного?
П.: С одной стороны - да, и с другой стороны - тоже да...
М.: Можно ли сказать, что по мере развития человека развивалось и его понимание природы и своего места в ней?
П.: Понимание природы (хоть и не всегда объективное) - да, места в ней - не всегда...
Нашим далёким-предалёким предкам, едва приобретшим некоторые навыки, было достаточно того, что природа им ДАВАЛА, и у них не было выраженной потребности и необходимости что-то в больших количествах и принудительно у неё брать. Им хватало присвоения уже готового: поймали рыбку, зверушку, надрали травки, подобрали опавшие плоды, - собранного и хватило. Потом начали не только собирать и подбирать готовое, но и освоили самое примитивное производство, земледелие и скотоводство... А тут то что-то не выросло, то тля посадки съела, то урожай градом побило, то коровки заболели и передохли... Но поскольку соображалки не хватало, то все возникающие проблемы списывались на божье или духов наказание.
Античные же мыслители задумывались уже всерьёз. в первую очередь они пытались отыскать среди природных стихий первоначало, первооснову всего. Фалес считал, что всё из воды состоит, из воды выходит и в воду возвращается. Анаксимандр считал первоначалом апейрон (неопределённое, бесконечное, беспредельное нечто). Анаксимен считал первоначалом воздух: из него, сгущаясь, всё образуется, и в нём же всё растворяется.
В средние века и в эпоху Возрождения, как и во многих других вопросах, бурлили новые идеи. Правда, за них их носителям часто приходилось дорого платить...
Оригинальные мысли были у Теофраста Бомбаста Филиппа Ауреола фон Гогенгейма, более известного как Парацельс. Кстати, снимавшийся в его роли в фильме "Вход в лабиринт" замечательный актёр Микк Микивер был совершенно не похож на этого здоровенного жирного детину, сравните сами.
Так вот что писал Парацельс...
"Макрокосм есть вся сущая Вселенная, как материализованная воля и мысль Бога. Микрокосм есть человек как модель и отражение Макрокосма. Душа есть элемент, связывающий Макрокосм и Микрокосм".
"Единое, начало и причина,
Откуда бытие, жизнь и движенье,
Земли, небес и ада порожденья,
Всё, что уходит вдаль и вширь, глубины.
Для чувства, разума, ума - картина:
Нет действия, числа и измеренья
Для той громады, мощи, устремленья,
Что вечно превышает все вершины.
Слепой обман, миг краткий, доля злая,
Грязь зависти, пыл бешенства с враждою,
Жестокосердье, злобные желанья
Не в силах, непрерывно нападая,
Глаза мои задёрнуть пеленою
И солнца скрыть прекрасное сиянье".
И в то же время:
"Пусть никто не надеется, что он сможет управлять природой или изменять её, пока должным образом её не узнает" (Френсис Бэкон).
Сравни со сказанным Гегелем пару веков спустя:
"Какие бы силы ни развивала и ни пускала в ход природа против человека - холод, хищных зверей, огонь, воду, - он всегда находит средства против них и при этом черпает эти средства из самой же природы, пользуется ею против неё же самой".
М.: Мы побеждаем природу?
П.: Иногда и она нас тоже.
М.: А что такое географическая среда и чем она отличается от природы?
П.: Она является её частью. Той частью, которая непосредственно вовлечена в сферу человеческой деятельности и составляет необходимое условие существования и развития общества. Это климатические условия, это наличие исчерпаемых и неисчерпаемых ресурсов.
М.: Мы не упустили никого из философов?
П.: Упустили Тейяра де Шардена.
"Фактически человек уже десятки веков смотрит лишь на себя".
"Человек - не статистический центр мира, как он долго полагал, а ось и вершина эволюции, что много прекраснее".
"На протяжении нескольких поколений вокруг нас образовались всякого рода экономические и культурные связи, увеличивающиеся в геометрической прогрессии. Теперь, кроме хлеба, каждый человек требует ежедневно свою порцию железа, меди и хлопка, свою порцию электричества, нефти, свою порцию открытий, кино и международных новостей... Для человека нет будущего вне его объединения с другими людьми".
Ну и, конечно же, никак не обойти стороной Вернадского сего ноосферой...
"Человек совершил огромную ошибку, когда возомнил, что может отделить себя от природы и не считаться с её законами".
"Вид Homo sapiens - вовсе не вершина эволюции, и человек будущего будет резко отличаться от современного, и структуры мозга будут изменены по существу".
"В буре и грозе родится Ноосфера, в уничтожении войн и голода впервые выразится проявление нашей Планеты как целого и будет первым проявлением перехода Биосферы в Ноосферу, в котором человечество станет мощной геологической силой, где сможет геологически проявиться его мысль, сознание, разум".
М.: Так всё-таки кто более жизнеспособен и долговечен - человек с социальными институтами, преобразовательной (не всегда в нужную сторону) деятельностью и большим количеством искусственно созданных предметов, или природа?
П.: Природа может изжить человека или медленно изменить его. Человек способен уничтожить живую природу, жизнь как таковую.