Найти в Дзене
Маша Чернова

Человек - не лучшая часть природы

Иллюстрация из открытых источников.
Иллюстрация из открытых источников.

Сегодняшний наш разговор - о философии природы. Предмет философии природы - это взаимодействие природы и общества, точнее говоря - философское осмысление этого взаимодействия, места человека в природе. связи природы с человеком и человека с природой.

М.: Пап, человеки - это такая же часть природы, как и другие её элементы, или, как говорится, это что-то особенного?

П.: С одной стороны - да, и с другой стороны - тоже да...

М.: Можно ли сказать, что по мере развития человека развивалось и его понимание природы и своего места в ней?

П.: Понимание природы (хоть и не всегда объективное) - да, места в ней - не всегда...

Нашим далёким-предалёким предкам, едва приобретшим некоторые навыки, было достаточно того, что природа им ДАВАЛА, и у них не было выраженной потребности и необходимости что-то в больших количествах и принудительно у неё брать. Им хватало присвоения уже готового: поймали рыбку, зверушку, надрали травки, подобрали опавшие плоды, - собранного и хватило. Потом начали не только собирать и подбирать готовое, но и освоили самое примитивное производство, земледелие и скотоводство... А тут то что-то не выросло, то тля посадки съела, то урожай градом побило, то коровки заболели и передохли... Но поскольку соображалки не хватало, то все возникающие проблемы списывались на божье или духов наказание.

Античные же мыслители задумывались уже всерьёз. в первую очередь они пытались отыскать среди природных стихий первоначало, первооснову всего. Фалес считал, что всё из воды состоит, из воды выходит и в воду возвращается. Анаксимандр считал первоначалом апейрон (неопределённое, бесконечное, беспредельное нечто). Анаксимен считал первоначалом воздух: из него, сгущаясь, всё образуется, и в нём же всё растворяется.

В средние века и в эпоху Возрождения, как и во многих других вопросах, бурлили новые идеи. Правда, за них их носителям часто приходилось дорого платить...

Оригинальные мысли были у Теофраста Бомбаста Филиппа Ауреола фон Гогенгейма, более известного как Парацельс. Кстати, снимавшийся в его роли в фильме "Вход в лабиринт" замечательный актёр Микк Микивер был совершенно не похож на этого здоровенного жирного детину, сравните сами.

Парацельс. Изображение из открытых источников.
Парацельс. Изображение из открытых источников.
Эстонский советский актёр театра и кино МИкк Микивер. Фото из открытых источников.
Эстонский советский актёр театра и кино МИкк Микивер. Фото из открытых источников.

Так вот что писал Парацельс...

"Макрокосм есть вся сущая Вселенная, как материализованная воля и мысль Бога. Микрокосм есть человек как модель и отражение Макрокосма. Душа есть элемент, связывающий Макрокосм и Микрокосм".

Джордано Бруно. Иллюстрация из открытых источников.
Джордано Бруно. Иллюстрация из открытых источников.
Иллюстрация из открытых источников.
Иллюстрация из открытых источников.

"Единое, начало и причина,

Откуда бытие, жизнь и движенье,

Земли, небес и ада порожденья,

Всё, что уходит вдаль и вширь, глубины.

Для чувства, разума, ума - картина:

Нет действия, числа и измеренья

Для той громады, мощи, устремленья,

Что вечно превышает все вершины.

Слепой обман, миг краткий, доля злая,

Грязь зависти, пыл бешенства с враждою,

Жестокосердье, злобные желанья

Не в силах, непрерывно нападая,

Глаза мои задёрнуть пеленою

И солнца скрыть прекрасное сиянье".

И в то же время:

"Пусть никто не надеется, что он сможет управлять природой или изменять её, пока должным образом её не узнает" (Френсис Бэкон).

Сравни со сказанным Гегелем пару веков спустя:

"Какие бы силы ни развивала и ни пускала в ход природа против человека - холод, хищных зверей, огонь, воду, - он всегда находит средства против них и при этом черпает эти средства из самой же природы, пользуется ею против неё же самой".

М.: Мы побеждаем природу?

П.: Иногда и она нас тоже.

М.: А что такое географическая среда и чем она отличается от природы?

П.: Она является её частью. Той частью, которая непосредственно вовлечена в сферу человеческой деятельности и составляет необходимое условие существования и развития общества. Это климатические условия, это наличие исчерпаемых и неисчерпаемых ресурсов.

М.: Мы не упустили никого из философов?

П.: Упустили Тейяра де Шардена.

Пьер Тейяр де Шарден. Фото из открытых источников.
Пьер Тейяр де Шарден. Фото из открытых источников.

"Фактически человек уже десятки веков смотрит лишь на себя".

"Человек - не статистический центр мира, как он долго полагал, а ось и вершина эволюции, что много прекраснее".

"На протяжении нескольких поколений вокруг нас образовались всякого рода экономические и культурные связи, увеличивающиеся в геометрической прогрессии. Теперь, кроме хлеба, каждый человек требует ежедневно свою порцию железа, меди и хлопка, свою порцию электричества, нефти, свою порцию открытий, кино и международных новостей... Для человека нет будущего вне его объединения с другими людьми".

Ну и, конечно же, никак не обойти стороной Вернадского сего ноосферой...

Владимир Иванович Вернадский. Фото из открытых источников.
Владимир Иванович Вернадский. Фото из открытых источников.

"Человек совершил огромную ошибку, когда возомнил, что может отделить себя от природы и не считаться с её законами".

"Вид Homo sapiens - вовсе не вершина эволюции, и человек будущего будет резко отличаться от современного, и структуры мозга будут изменены по существу".

"В буре и грозе родится Ноосфера, в уничтожении войн и голода впервые выразится проявление нашей Планеты как целого и будет первым проявлением перехода Биосферы в Ноосферу, в котором человечество станет мощной геологической силой, где сможет геологически проявиться его мысль, сознание, разум".

М.: Так всё-таки кто более жизнеспособен и долговечен - человек с социальными институтами, преобразовательной (не всегда в нужную сторону) деятельностью и большим количеством искусственно созданных предметов, или природа?

П.: Природа может изжить человека или медленно изменить его. Человек способен уничтожить живую природу, жизнь как таковую.