Найти тему
АПИ – LegalPress.Ru

Аварийный взлет приравняли к нарушению прав потребителей

10.08.2021. АПИ — Авиакомпанию «КрасАвиа» оштрафовали за нарушение прав потребителей на оказание безопасных услуг. Такое решение принял Арбитражный суд Красноярского края.

Справка

По данным Федерального агентства воздушного транспорта, в 2020 году произошли 122 авиационные аварии и 105 катастроф, за первые пять месяцев этого года – 4 и 12 соответственно. Инцидент с бортом АО «КрасАвиа» в сводках не значится.

После приземления выполнявшего рейс из Норильска в Хатангу самолета Ан-26 техники обнаружили повреждения фюзеляжа. Проверка показала, что при взлете бортмеханик по ошибке без указания капитана преждевременно убрал шасси, в результате чего произошло касание фюзеляжа о взлетно-посадочную полосу.

В транспортной прокуратуре и Роспотребнадзоре квалифицировали произошедшее как нарушение прав пассажиров как потребителей, которым была оказана не соответствующая требованиям безопасности услуга по перевозке воздушным транспортом. На авиакомпанию был наложен административный штраф в размере 30 тысяч рублей. Оспаривая постановление о привлечении к ответственности, АО «КрасАвиа» указывало, что произошедшее не повлияло на безопасность полета – после касания самолет продолжил набор высоты, полет по указанному маршруту и посадку в аэропорту назначения.

Служители Фемиды признали само авиационное происшествие доказанным. «Факт касания фюзеляжа о взлетно-посадочную полосу во время взлета в аэропорту заявителем не оспаривается. Вышеуказанные нарушения закона в своей совокупности повлекли повреждение воздушного судна в процессе выполнения взлета, что создало угрозу причинения вреда жизни и здоровью пассажиров рейса», – отмечается в решении арбитража.

Оценивая тяжесть вменяемого проступка, суд установил, что самолет Ан-26 вообще не мог выполнять пассажирские рейсы – от главного конструктора имелось разрешение лишь на разовый полет с целью перегона для восстановления в базовом аэропорту. Тогда как на борту было 11 пассажиров, купивших билеты на обычный регулярный рейс. Также арбитраж напомнил, что это не первое подобное административное правонарушение – АО «КрасАвиа» уже было оштрафовано за продажу билетов сверх вместимости самолета (АПИ писало об этом деле – Арбитраж указал на незаконность овербукинга).

Отметим, что Ан-26 создавался как военно-транспортный самолет и начал эксплуатироваться в 1973 году. Используемый АО «КрасАвиа» борт RA-26620 был построен в 1977 году и переоборудован из грузового в пассажирский. Несмотря на это, в начале июля Росавиация продлила сертификат летной годности воздушного судна. Всего в настоящее время в России эксплуатируется 47 самолетов Ан-26.