В Турции обстановка налаживается, волнение и тревога понемногу отпускают, потому можно вернуться к прерванному рассказу о нашем путешествии по юго-востоку Турции.
Я остановилась на археологическом музее города Антакья в провинции Хатай. Том музее, который стоит посетить, даже если вы не большой любитель древностей и истории.
Что еще мы посмотрели в этой самой южной провинции Турции?
- Старый город Антакьи, церковь Святого Петра - о них я уже писала.
- Осталось побережье Самандага и туннели Тита. Туда мы сегодня и направимся.
Сам прибрежный городок Самандаг собственно ничего из себя не представляет.
В древности этот город назывался Сен-Симеон и считался главным портовым городом Антиохийского княжества. А в 11 веке - был одним из центров торговли с сирийским Алеппо.
Да, он имел важное значение в древности, но сейчас это просто небольшой и невзрачный населенный пункт на берегу Средиземного моря неподалеку от сирийской границы (как, впрочем, и вся провинция).
Побережье
Эти места настолько древние, что у меня всегда возникает вопрос - почему же здесь ЕЩЁ ничего не построено и не обустроено? Хотя что значит ЕЩЁ, когда давно должно быть УЖЕ :). Но нет, здесь всё ещё не достроена набережная и дорога вдоль нее, так что если вдруг Гугл поведет вас вдоль моря - ехать не стоит. Лучше езжайте через город, прямо к туннелям - там всё более-менее облагорожено, есть асфальт и брусчатка.
Пляж в Самандаге совершенно не впечатлил. Вроде бы такие просторы, очень широкая береговая линия, много песка, такое знакомое и родное Средиземное море. Но мусор на пляже и грязная вода серо-коричневого цвета всё портят.
Мы уже почти купальники достали, чтобы искупаться практически в сирийских водах, но в итоге даже ноги мочить не стали. Просто постояли на камнях у воды и несколько брезгливо посмотрели на всё сверху.
А вообще люди есть, приезжают, отдыхают - видимо, их все устраивает и ничего не смущает.
Туннели Тита
Ехать в Самандаг ради пляжа точно не стоит. Настоящей целью посещения этого места могут стать лишь туннели Тита и Веспасиана - чудо древнеримской инженерии.
Что это такое и зачем было сделано?
Как уже известно, Самандаг имел большое значение в древности, был крупным портом. Однажды, чтобы предотвратить угрозу затопления этого важного населенного пункта, было решено построить отводной канал для местной реки.
Это произошло в 1 веке нашей эры во времена правления римского императора Веспасиана, который задумал проект и начал его осуществление. Работа была масштабной, потребовалось много времени, сил и людей. Император не дожил до окончания строительства, и туннели достраивал уже его сын Тит. Потому туннели и названы его именем.
Какие остались впечатления? В принципе довольно приятные. К достопримечательности сделали хороший подъезд с парковкой для машин, проложены удобные дорожки вдоль каньона, ведущего к туннелям. Есть касса, работает вход по музейной карте.
Путь в туннели начинается с древнего моста, которому почти 2 тысячи лет. А он стоял, стоит и будет стоять, служа сегодня по большей части площадкой для фотосессий.
Вот в самих туннелях обстановка менее комфортная, там не проводилась никакая реставрация. Поэтому если решите зайти внутрь, придется пробираться по камням, завалам, перешагивать через ручей, стараться не поскользнуться и при этом одновременно светить себе фонариком, потому что никакого освещения, кроме естественного, там нет.
Открытая для туристов часть туннелей - примерно метров 130. Остальное - это рукотворный каньон протяженностью около полутора километров.
А рядом с туннелями довольно большой некрополь - древние захоронения явно богатых людей.
Раньше вход в него был открыт, теперь же, по причине вандального поведения некоторых посетителей, на развалины можно смотреть только через забор.
Стоит ли конкретно ради этой достопримечательности ехать в самую южную провинцию Турции? Наверное, не стоит. Но если уж вы заехали в Хатай, то не поленитесь добраться и до туннелей, чтобы в очередной раз прикоснуться к истории.
Начало нашего путешествия:
Телеграм-канал Info-Турция https://t.me/infoturcia