Пожар в жилом секторе или на любом производстве это настоящая катастрофа, а если огонь добрался до лесного массива — стихийное бедствие. Скорость распространения пламени по верхушкам хвойных деревьев молниеносная и остановить его помогает тотальная мобилизация всех сил и средств. Неспроста лесоводов обучают тонкостям пожарной работы, и они не хуже спасателей способны бороться с огненной стихией. Об арсенале противопожарных средств, новых технологиях мониторинга состояния лесов и пресловутом человеческом факторе корреспонденту МЛЫН.BY рассказали в Боровлянском спецлесхозе.
24 дня жары — 1 пожар
Синоптики подсчитали, что нынешним летом в течение 24 дней столбик термометра поднимался выше отметки в +30 градусов. В эти знойные деньки на интерактивной карте Министерства лесного хозяйства практически повсеместно появлялись красные зоны — вводился запрет на посещение лесов. Брошенный под ноги окурок, уголек, выпавший из мангала, или оставленное кострище — до страшного бедствия, уничтожающего все живое на своем пути, остается один шаг.
В случае возникновения лесного пожара в 99% виноват человек.
В Боровлянском спецлесхозе рассказывают, что в этом году в лесном массиве был зафиксирован один пожар: огнем было уничтожено около 0,8 га зеленых площадей в Колодищанском лесничестве. Ущерб пока не подсчитан, понятно только одно, что и здесь свой недобрый след оставил человек.
— В лесном массиве любят селиться лица без определенного места жительства, — рассказывает начальник службы по охране и защите леса Тимур Виолентий. — Наши работники то и дело выявляют их землянки и шалаши. В этот раз маргиналы скорее всего (над установлением причины еще работает следствие) развели костер, чтобы обжигать проводку для добычи металла. Понятно, что о безопасности никто из них не думает, как и о том, чтобы полностью потушить угли. Вот и разгорелось пламя, с которым пришлось бороться и нашей службе, и пожарным. Среди главных задач было не только спасение зеленых угодий, но и недопущение распространения огня к жилому сектору и промышленным объектам.
На территории Боровлянского спецлесхоза расположены 4 заказника республиканского значения, где запрещено разведение костров, — «Прилепский», «Прилукский», «Юхновка» и «Глебковка».
Весной, как и жарким летом, лесоводы также пребывают в полной боевой готовности. Палы травы, которые устраивают люди, часто распространяются и в лесной массив.
— Дачники или сами сельчане думают, что делают хорошее дело, сводя на нет сухие сорняки, — говорит Тимур Виолентий. — Только остановить огонь бывает крайне сложно, ведь сухая трава горит, как порох. Бывали случаи, когда от палов выгорали деревни, гибли люди, не говоря уже об ущербе, который причиняется нашей отрасли. Поэтому выход один: в случае установления виновного, привлекать его к административной ответственности. Но даже такие меры не всегда помогают, как и не до всех доходит эхо пропаганды, говорящей о том, что палы — беда для природы.
Каждый лесник обязан знать…
— Любое лесохозяйственное учреждение работает на основании проекта «Белгослеса», — рассказывает директор Боровлянского спецлесхоза Александр Миронович. — В перечень его мероприятий обязательно входят и противопожарные, которые неукоснительно соблюдаются. Это и разрубка полос в больших лесных массивах высокой горимости — создание коридоров шириной 10-15 метров, где не просто вырубаются деревья, но и производится выкорчевка и обязательное рыхление почвы. Также при посадке леса в его структуру обязательно вводятся лиственные породы, которые создают естественный противопожарный барьер.
Многие наверняка видели курсирующий в лесном массиве либо по его окраине вдоль дорог и полей трактор с плугами, которые прокладывают глубокую колею. Это тоже противопожарная мера.
— Часто наши автолюбители бросают из окон машин окурки, думая, что они летят на траву, — говорит Александр Миронович. — Бывает, что потоком ветра окурок уносит прямо в лесной массив или на обочину с сухими остатками растительности. И разрытая плугами или поднятая бороной полоса земли шириной около 2,5 м становится препятствием для распространения огня при низовых пожарах. Только в нашем спецлесхозе ежегодно выполняются уходные работы по поддержанию в надлежащем состоянии 500 км минерализованных полос и по созданию не менее 250 км новых.
Каждый год в лесном хозяйстве начинается с утверждения мобилизационного плана по привлечению сил в случае возникновения лесного пожара. Квалифицируется он как чрезвычайная ситуация и в случае серьезного возгорания в тушении задействуются не только собственные ресурсы, но и МЧС, и силы предприятий, которые в состояния оказать помощь.
Противопожарный арсенал Боровлянского спецлесхоза в этом году планируют пополнить пожарными автоцистернами вместимостью 10 тонн воды.
— Мы готовим пункты противопожарного инвентаря, пожарно-химические станции, которые есть в каждом лесничестве, технику, — говорит Александр Миронович. — Например, все наши лесничества (а расположены их угодья в пристоличье) оснащены самоходными автоцистернами. Есть у нас емкости для воды, которые могут доставляться в лес тракторами, прицепные автоцистерны и пожарные модули, которые легко агрегатируется даже с легковым автомобилем.
«Комплексил» — разработка белорусских ученых, представляющая собой белый порошок, которым в жаркую и сухую погоду обрабатывают нижний ярус лесной растительности. Он не дает разгореться огню в случае попадая на сухой покров окурка или угля.
Всевидящее око, дроны и космический мониторинг
В арсенале лесоводов есть не только лопаты, ранцы для воды и емкости с песком, которые использовались еще далекими предками, но и самые современные технические средства, в том числе мониторинга.
— Мы располагаем цифровой радиосвязью, беспилотным летательным аппаратом, который патрулирует территорию гослесфонда, у нас есть допуск к интерактивной карте, на которой видны все тепловые аномалии, возникающие на поверхности земли. Как только дежурный фиксирует ее возникновение в лесном массиве, он тут же бьет тревогу, — говорит Тимур Виолентий. — Также постоянно ситуацию мониторит камера, установленная на мачте в Боровлянском лесничестве. Работает она в круглосуточном режиме, и дежурный всегда может отследить, как обстоят дела в лесных угодьях. И это не предел для совершенствования, ведь для нас самое главное — сохранить зеленое богатство страны.
Автор статьи: Елена Харевич
Автор фото: Вячеслав Цуранов, а также из архива спецлесхоза