Перед началом и в начале учебного года, как обычно начнётся «охота» на репетиторов.
Спрос на репетиторов постоянно растёт, как и расценки на их услуги. Оно и понятно, учащиеся 9-11-х классов задумываются о будущем: куда поступить и кем потом работать. За годы работы в школе и занятия репетиторством сложилось некоторое понимание этого явления и возник ряд вопросов к нему. Работать приходилось с разными детьми, так что давайте по порядку.
Кому нужен репетитор при подготовке к экзаменам.
Слабые ученики. Давайте не будем кривить душой и признаем честно, что способности у всех разные. Здесь однозначно нужен репетитор. Порой материал с урока осваивается слабо. Иногда, чтобы понять какую-то тему, нужно посмотреть на неё с разных сторон, зайти издалека или преподнести по-другому. У учителя может не хватать на это времени, тогда как репетитор, если он работает индивидуально, а не с группами справится с этой задачей лучше, покажет проблему с разных сторон.
Для некоторых детей урок является стрессом. В основном это интроверты. Один на один или в небольшой группе из 3-4-х человек им комфортнее; материал, соответственно, лучше усваивается.
Способные ученики. Иногда за помощью обращаются умные мальчики и девочки, у которых возникает проблема с каким-то конкретным заданием или с какими-то отдельными темами. Есть смысл над этим поработать. Но в таком случае не нужно выдавать вообще всю теорию, если ученик её уже усвоил или способен это сделать сам.
Кому не нужен репетитор при подготовке к экзаменам.
Ученики, которые самостоятельно готовятся к олимпиадам и занимают высокие места. Большинство из них без проблем и без посторонней помощи сдаёт экзамены на высокие баллы.
Замотивированные дети. Причем не так важно, что является мотивом: просто интерес к учебе, желание поступить туда, куда хочется или что-то ещё. Таких учеников достаточно просто направить в нужном направлении, помочь с выбором пособий и учебной литературы. С этой задачей справится и учитель-предметник. Учение и труд … сами знаете.
В меру способные ученики, которым нужно просто перейти «порог». Сейчас в интернете есть всё: пособия, сборники заданий, куча материалов и рекомендаций. Большинство из них бесплатны.
Чего я не понимаю или не принимаю.
Далее последуют максимально субъективное мнение. Все перечисленные ниже пункты могу понять и принять только если
- родителям самим некогда следить за ребенком (например, работают с утра до вечера);
- родители хотят, чтобы ребенок освоил предмет / область знаний, которых нет в том образовательном учреждении;
- по той или иной причине в образовательном учреждении нет компетентного педагога.
1. Репетитор в детском саду. Зачем? Неужели родители сами не в состоянии объяснить ребенку материал уровня детского сада?
2. Репетитор в начальной школе. Смотрите пункт №1 (с поправкой на начальную школу).
3. Репетитор в 5-8 классах. В данных классах нет выпускных экзаменов, программа и требования не настолько сложны, чтобы ребенок не смог усвоить хотя бы на «удовлетворительном» уровне.
4. Репетитор для выполнения домашнего задания. Тут вообще сложно дать какой-то комментарий. Как правило, ученик сам ничему научиться и не сможет.
5. Несколько репетиторов по одному предмету. Как мне кажется, проще найти одного хорошего репетитора, чем нанимать несколько. Это выгоднее, и ребёнок так уставать не будет.
6. Родители насильно заставляют ходить к репетитору. Самое ужасное, что я встречал. Выпускник может даже и не хочет сдавать тот или иной предмет (не говорю об обязательных). Родители сами всё решили: что сдавать, куда поступать. Ребенок в итоге ничего не учит, результата нет, время и деньги потрачены впустую.
Не обо всём рассказал, не стал писать о каких-нибудь уникальных случаях. Что вы думаете о том, кому нужен репетитор, а кому нет? И не забывайте подписываться на канал.