Найти тему
РУССКiЙ РЕЗОНЕРЪ

Пропущенные юбилеи или "Даавнооо это быыло..." 30 лет фильму "Дом под звёздным небом"

Оглавление

Всем утра доброго, дня отменного, вечера уютного, ночи покойной, ave, salute или как вам угодно!

Странность нашего сегодняшнего юбилея кроется, прежде всего, в самой цифре – 30 лет. Так и хочется воскликнуть: матерь божья! Что – уже 30? И вовсе не от того, что «Дом под звёздным небом» на эту дату не тянет. Просто 1991-й год ассоциируется у всех с совершенно иными делами... деноминация (читай – узаконенный отъём денег у населения или попросту – грабёж на государственном уровне), развал СССР и ГКЧП. И – чесслово – лично мои ощущения, что было это совсем недавно... вся эта страшненькая и странноватая вакханалия с плачущими старушками на Сенной площади, окурками в банках на продажу, кооператорами и требованиями демократии. Казалось, включишь свет, а из плафона вдруг раздастся истеричное... с надрывом: ДАЁШЬ ДИМАКРААААААТИЮЮЮЮЮ!.. Что это такое – никто толком не понимал, разве что – на уровне несознательного тёмного элемента образца 1917 года: типа - таперя всё можно и дело с концом!

"Гости съезжались на дачу..." А.С.Пушкин
"Гости съезжались на дачу..." А.С.Пушкин

«Дом под звёздным небом» появился как нельзя кстати, вобрав в себя всю поразительную ахинею своего времени, какую только можно было собрать: академик, словно сошедший из знаменитого «Укрощения огня», КГБ, мелкий, но вонючий как клоп, и совершенно неубиваемый бес-оборотень (что-то вроде Петруши Верховенского), играющий на флейте юноша с иконописным ликом, распиливание живой женщины, бандиты, «Аквариум», лазерные лучи и воздушный шар... Не хватает только выхухоли, на чистейшем суахили произносящей «А не зайти ли нам к Хювяринену?», переодетого Пушкиным Ельцина и наряженного в праздничные момбачас цыганского хора.

"... но и страшно бывает порой, когда красивую женщину распиливают пилой..." (С)
"... но и страшно бывает порой, когда красивую женщину распиливают пилой..." (С)

Двумя годами позднее Карен Шахназаров повторил нечто подобное в своих фантасмагоричных «Снах» (откровенно признаться, лично мне гораздо более симпатичными, остроумными и – уж точно – более пронзительными), но, конечно же, Сергей Соловьёв перещеголял его градусом абсурда и отчётливо проявляющимися симптомами самоповтора, окончательно рецидивировавшими в «2-АССА-2» и уж совсем непозволительно тухлых «Одноклассниках» и «КЕ-ДАХ»...

Непроизвольно возникающий вечный вопрос «а помнишь, каким ты был?..» можно отнести к САС в полной мере. Начав с жанра «социалистической поэтики», к которому в равной степени можно отнести как классического «Станционного смотрителя», так и замечательные «Сто дней после детства», SAS попетлял по копродуктивным «Избранным» и «Наследнице по прямой», выехав в итоге к «АССЕ»...

"Отбросив шелуху приличий, я истину открою, не стыдясь: у Дьявола есть множество обличий, но Женщина особо удалась" (С)
"Отбросив шелуху приличий, я истину открою, не стыдясь: у Дьявола есть множество обличий, но Женщина особо удалась" (С)

Что тут скажешь? Это был реальный «прорыв фурункула» на стремительно стареющем, но всё ещё крепком теле советского кино, и – что-то подсказывает – прорыв манипуляторски-вдохновенно просчитанный. Здесь было вдоволь всего: брутальный, и безумно обаятельный мафиози с харизмой величиною с Исаакий, БГ/ЦОЙ, красотки, сто кило абсурда, пальмы в снегу, карлики, убийства (что характерно – зрителем никак не ожидавшиеся!) и даже Натан Эйдельман. Кажется – аццкая мешанина, обречённая на провал, ан нет... всё продумано, по-провизорски взвешено и, думается, даже не без участия калькулятора. Выведшая «по горячим следам» «Чёрная роза» завела SAS несколько дальше: по сравнению с предыдущим блюдом он увеличил количество и дозировку специй, прибавив абсурда и чернушного юмора до возможного максимума, где-то даже переперчив и пересолив, и – уж точно – пожертвовав в угоду китчевой стилистике драматургической составляющей. Есть – можно, но не всем это варево пришлось по вкусу, целевая аудитория изрядно сузилась до совсем уж отъявленных поклонников новоизобретённого жанра.

Как-то Абдулова спросили: вот вы снялись в огромном количестве фильмов... среди них были и плохие... Неужели не стыдно было? Абдулов отвечал: - Стыдно! Очень стыдно. А выпьешь рюмочку - и уже не так стыдно!
Как-то Абдулова спросили: вот вы снялись в огромном количестве фильмов... среди них были и плохие... Неужели не стыдно было? Абдулов отвечал: - Стыдно! Очень стыдно. А выпьешь рюмочку - и уже не так стыдно!

Что же было не так с «Домом под звёздным небом»? Отчего он не нашёл своего зрителя – практически, от слова «совсем»? Возможно, мы – те, кто по нескольку раз прорывались на «АССУ» и с понимающим видом ухмылялись на «Чёрной розе» - просто повзрослели?.. Или – ещё потому, что даже для нас – циничных, испытанных и всё понимающих нас – накал бредовости происходящего зашкалил до той роковой красной отметки, когда и Баширов, и Абдулов уже не в радость? Или – быть может, нам – так или иначе воспитанным на «Беге», «Освобождении» и «Братьях Карамазовых», показалось неприемлемым изощрённое какое-то глумление над Михаилом Ульяновым и Аллой Парфаньяк из «Небесного тихохода»?

Этот кадр как нельзя лучше иллюстрирует "неловкость" Михаила Александровича
Этот кадр как нельзя лучше иллюстрирует "неловкость" Михаила Александровича

Вспомним те же «Сны» Шахназарова – там был не глум, там был тонкий, умный и грустный стёб – и не над СССР, как ни крути, нас взрастившим... Шахназаров иронизировал над «смутным временем», накрывшим нас с головою после крушения империи, и делал это совершенно по-кэрролловски. Соловьёв же на славу манкуртски оттоптался на наследии и штампах СССР, будто не в этой стране он снял тех же «Станционного смотрителя», «Сто дней после детства» или «Мелодии белой ночи». И уж точно нелишним было бы напомнить, что именно в обновлённой демократической России ему не суждено было реализовать давний замысел о Тургеневе и Виардо. Да, пусть финал "Снов" немного попахивал хрустящим багетом, но он был светел и пронзителен. Фокус же с уносящимся в никуда воздушным шаром с мальчиком и девочкой у Соловьёва, увы, не удался (хотя явно планировался) и вызывал, скорее, лишь императивные зевотные позывы.

Повторить сцену из олимпийского "До свиданья, наш ласковый Миша" не получилось
Повторить сцену из олимпийского "До свиданья, наш ласковый Миша" не получилось

Да, конечно, можно нарядить Пушкина в бескозырку, макинтош и белые гетры и заставить его рассказывать анекдот про то, как «Адам жмёт Еву к древу, древо трещит, Ева пищит»... Вот только – надо ли? Есть некая умозрительная грань, переход которой ощущают даже укурившиеся в дым растаманы-мегапыхари. Примерно такую грань SAS перешёл в «Доме под звёздным небом» с Михаилом Ульяновым. То, что колосс отечественных сцены и кино согласился сняться в соловьёвском эксперименте, делает честь прежде всего самому Ульянову, но за то, во что сей эксперимент обернулся - ответственность только на SAS.

Какими ещё словами можно завершить наш «антиюбилей»? Я уже писал как-то в одной из статей канала, что. культурный угар уходящих империй – что древнеримской, что царско-российской, что советской - как правило сопровождается дичайшим трэшем. Последняя картина из соловьёвской трилогии, тридцатилетие которой мы нынче отметили (не в смысле «отпраздновали»... скорее – сделали засечку) как нельзя лучше подходит под это определение. Однако же, не вижу повода не хлопнуть за него рюмашку «Распутина»... да-да... того самого, который был «очень опечален» и лукаво подмигивал нам с этикетки. Потому что отрицательный опыт – тоже опыт, и нам всё одно не вычеркнуть впечатления от него в мусорный бак памяти.

Предыдущая статья цикла "55 лет "Волшебной лампе Аладдина" - ЗДЕСЬ

ЗДЕСЬ – краткий гид по каналу «ЛУЧШЕЕ»

С признательностью за прочтение, не вздумайте болеть и, как говаривал один бывший юрисконсульт, «держитесь там», искренне Ваш – Русскiй РезонёрЪ