В среднестатистической российской школе неинтересно ни учителям, ни детям. Если бы у каждого родителя была возможность пройти мимо кабинетов во время урока, они, скорее всего, увидели бы очень скучающих учеников и (что еще печальнее) таких же незаинтересованных учителей. По крайней мере, именно эту картину я наблюдаю, вот уже более четырёх лет работая педагогом. В чем дело? Я давно задаю себе этот вопрос и теперь готова поделиться своим мнением с широкой аудиторией.
«Достаём двойные листочки…»
Да простят меня многие коллеги, но я точно знаю, что многие из вас идут на урок, думая совсем не о том, как сделать его интересным ребёнку. И я ни в коем случае не виню в этом исключительно вас. Я вижу систему, которая поставила нас, учителей, в такие жёсткие рамки, что спланировать своё рабочее время подчас оказывается невозможным. Например, я запланировала интересный игровой урок по литературе, но за пять минут до звонка завуч сказала, что через час ей нужен срочный отчёт. Аргумент в пользу того, что в это время у меня урок, не принимаются. Варианта два: настаивать на своём (именно на нём я обычно и останавливаюсь, за что потом имею проблемы с руководством) или выполнить требование (раздав детям двойные листочки и проведя самостоятельную на весь урок). Я уже десятки, если не сотни раз наблюдала за этой ситуацией. Дети теряют 40-45 минут своей жизни на бесполезную работу, условия которой педагогу даже объяснить некогда, он же сидит в компьютере и строчит отчёт.
Я почти всегда игнорирую такие задания от руководства. И не потому, что считаю себя умнее всех и хочу насолить завучам или директору. Просто я осознаю, что завоёванное уважение детей в такие моменты очень легко растерять. Они ведь привыкли приходить на интересные уроки. А тут что же? Не оправдать ожиданий ребёнка для меня, как для учителя, выбравшего эту профессию действительно по любви, абсолютно недопустимо. Но если всё же ситуация серьёзная, и отказать руководству я не могу, то всегда объясняю это детям так, как есть. Они знают, что учитель сидит весь урок в компьютере, не обращая на них никакого внимания не из-за того, что ему скучно с ними, а потому, что в наши жизненные планы иногда вмешиваются обстоятельства непреодолимой силы.
По накатанным рельсам
Когда-то я работала на региональном радио и читала новости по утрам. Стандартные официальные сводки: «Губернатор поддержал идею о том-то…», «Администрация подтвердила то-то…». Быстро наскучило. Из творчества превратилось в «дело техники». Так и в школе. Некоторые учителя, ведущие свои предметы по 30-40 лет, думают, что знают их вдоль и поперёк. Что готовиться к урокам уже не нужно, конспекты давно написаны и отработаны на целых поколениях учеников. Правильно ли это? Мой личный ответ, даже крик: «Нет!».
Возьму сферу своих интересов. Как можно выучить весь русский язык? Разве профессионально полагаться лишь на то, чему тебя научили в университете десятки лет назад? Почему не обсудить с детьми этимологию происхождения слов, которые они активно используют сейчас? Я проводила с учениками целые исследования, посвящённые «чилу», «хайпу», «хейту» и проч. Отклик был невероятный. Язык развивается непрерывно, педагогу нельзя игнорировать этот факт.
А литература? Внеклассное чтение – это до сих пор произведения прошлых веков. Современную литературу просто не пускают в школьные стены. Если такое и бывает, то очень редко и точечно. Даже на конкурсах чтецов до сих пор декламируют Пушкина, Есенина, Ломоносова. И в большинстве случаев дети даже не понимают, о чём именно их просят прочитать. А главная звезда критической литературы до сих пор Белинский. Даже как-то обидно за современное литературоведение и его талантливых представителей.
И моё любимое: итоговые диктанты. Первый год я, конечно, не отрывалась от коллектива и давала те тексты, которые мне предоставлял руководитель методического объединения. Но я быстро поняла, что мне даже как-то неловко заставлять детей писать откровенно устаревшие тексты, где фигурируют слова «межа», «гобелен», «алычовый», «алтын» и прочая прелесть. Пришлось добиться пересмотра текстов и замены их на более современные, понятные диктанты.
А что это за зверь такой
И вот в чём еще, на мой взгляд, проявляется консерватизм школьных учителей, проработавших многие годы. Они либо не хотят, либо просто не понимают, как подступиться к тем новым ресурсам, которыми располагают дети и которые их действительно увлекают. Да, у детей клиповое мышление, и они не могут долго удержать своё внимание, поэтому с ними часто приходится (в хорошем смысле) повозиться. Но ведь именно для этого мы и пришли в школу, разве нет? В школах сейчас неплохое оснащение.
Там, где я работаю, почти в каждом классе есть проектор, где-то современные интерактивные доски, большие телевизоры с внушительным функционалом. Но недостаточно просто включить фильм по произведению на два урока. Особенно если это фильм по классическому тексту, советский, хороший, с красивыми кадрами природы и медленным повествованием. Дети быстро устают. Нужно постоянно прерывать видео, чтобы их «оживить», обсудить с ними то, что посмотрели. Я считаю, что сегодня просто нельзя обойтись без включения в школьный процесс дистанционных технологий, хороших площадок для создания онлайн-презентаций, конференций, видеопроектов и т.д. Но ведь этому сначала нужно научить самих учителей. К сожалению, я вижу, что сейчас всё новое и современное отдаётся на откуп молодым учителям. Вот, мол, вы у нас свежая кровь, давайте креативьте. Я не считаю, что это правильно. К примеру, средний возраст моих коллег – 56 лет. В нашей школе молодых педагогов – не более 20%. То есть на остальных 80% уроков никаких вам, дети, новинок и фишек, сидите, зубрите учебники, переписывайте параграфы.
Итак, как же идти на урок с удовольствием? Я верю, что нужно разрешить себе экспериментировать, впустить в свою педагогическую практику новые идеи, новые имена. Разбудить в себе исследователя, а лучше, того любознательного ребёнка, который живет в каждом из нас. А ещё я убеждена, что надо разрешить детям быть частью творческого процесса, спросить их, что бы они сами хотели обсудить. У детей проснётся интерес к вам и вашему предмету, когда они почувствуют, что их мнение многого стоит и действительно учитывается. Ученики будут приходить на уроки, испытывая чувство любопытства от предстоящих открытий, от того, а насколько в этот раз будет интересна подача материала, а какие ресурсы будут задействованы, а как они смогут реализоваться за эти 40-45 минут. Ведь школа – это для меня не про «дело техники», это про развитие и сотворчество.