Споры по защите прав потребителей – на данный момент одна из часто встречающихся и от этого наиболее проработанных юристами категория споров. Не смотря на это, всем людям желательно знать некоторые моменты в сфере защиты прав потребителей, чтобы лучше защищать свои права самостоятельно.
Отказ от товара
Если вы заказали товар, но потом передумали его покупать, то платить за товар необязательно, даже если продавец на этом настаивает и угрожает судом. Его требования попросту незаконны согласно статье 26.1 Закона “О защите прав потребителей”.
Сумма компенсации
На данный момент сумма компенсации по защите прав потребителя, которую вы получите обратившись в суд, складывается из 4-х сумм:
- Стоимость товара.
- Неустойка.
- Компенсация морального вреда, о которой мы недавно говорили.
- Потребительских штраф в размере 50% от полученных в суде сумм.
Однако стоит обратить внимание на последний пункт. Дело в том, что каждый суд по-своему трактует сумму, с которой вычисляется этот штраф. Так, одни суды дополнительно присуждают потребителю только 50% от стоимости товара. Другие суды при расчете штрафа помимо стоимости товара учитывают неустойку и компенсацию морального вреда.
Повторный поход в суд
Если вы выиграли в суде спор с продавцом, а последний не хочет выплачивать компенсацию, то вы имеете полное право подать иск в суд повторно. Где с продавца еще раз должны взыскать компенсацию.
По крайней мере, Верховный суд в своем определении № 77-КГ19-9 придерживался такой позиции.
Цессия
Цессия – это переуступка права требования долга.
В данном случае потребитель продаёт право требовать долг с продавца иному лицу.
Но следует иметь в виду, что при переуступке такого долга это иное лицо не может требовать с продавца компенсацию морального вреда и выплату потребительского штрафа (определение Верховного суда № 305-ЭС20-7249)
Отметим, что защитить свои права потребителя можно и самостоятельно. Но если вы совершали крупные покупки (например, приобретали стиральную машину, ноутбук, авто и пр.), то лучше обратиться к юристу. Поскольку он может:
- грамотно составить претензию и иск;
- оказать поддержку непосредственно в суде;
- помочь с выбором экспертной организации, если потребуется произвести экспертизу товара и многое другое.