Найти тему
Музей техники

«Я сбил 23 самолёта ВВС США !» Герои небес . Ч-2

ПЕПЕЛЯЕВ ЕВГЕНИЙ ГЕОРГИЕВИЧ

Евгений Георгиевич родился 18 марта 1918 года, в городе Бодайбо на берегу реки Витим, Иркутская область. Домики общежития старателей, где жили его родители, сестра и старший брат, назвали в честь европейских столиц. Его домик назывался Париж, второй домик назывался Лондон. Окончив школу и 1-й курс

железнодорожного техникума в Омске, Евгений переехал к брату в Одессу где устроился работать токарем в авиационных мастерских, поступил в аэроклуб, позже поступил в Одесскую военную авиационную школу, которую окончил в 1938 году. Служил на Дальнем Востоке в 300-м ИАП. Летал на И-16, Як-1, Як-7Б, ЛаГГ-3. Его старший брат - Константин, летчик - истребитель, воевавший в 402-ом ИАП, погиб в воздушном бою над Ильмень-озером в 1941 году.

Летом 1941 года Пепеляев служил на Дальнем Востоке в должности заместителя командира эскажрильи несколько раз подавал рапорт о переводе на фронт, однако в действующую армию ему удалось попасть только в ноябре 1943 года на стажировку в 162-й ИАП 309-й ИАД, на самолете Як-7Б совершил 12 боевых вылетов. Охота, к которой Евгений Георгиевич пристрастился с мальчишеских лет в Иркутском крае, развила в нем внимание, терпение и интуицию. Он был одним из немногих людей, кто охотился с боевого истребителя. 1943-й и 1944 год в Сибири были голодными. Возвращаясь на И-16 из полета, он заметил медведя. Спикировав, зашел на зверя, вспугнул его и погнал в сторону аэродрома. На втором заходе короткой очередью поразил медведя. Когда в столовую аэродрома привезли тушу медведя, Евгения все благодарили за свежее мясо.

Летом 1945 года заместитель командира 330 ИАП в составе 254-й истребительной авиадивизии 10-й воздушной армии 2 - го Дальневосточного фронта наносил штурмовые удары по наземным целям в Манжурии. В этих боях Е. Г. Пепеляев, будучи уже заместителем командира полка, совершил около 30 боевых вылетов на Як-9Т, уничтожив японский паровоз и потопив катер на реке Сунгари.

-2

Свои успехи ведения воздушного боя и стрельбы Евгений относил на счет своего охотничьего опыта, что только подтверждает высказывание Манфреда фон Рихтгофена о том, что асами становятся летчики, хорошо умеющие охотиться.

В ноябре 1947 года подполковник Пепеляев был назначен заместителем командира 196-го истребительного авиаполка ВВС Московского округа. Здесь Евгений активно осваивает новую реактивную технику, принимает участие в авиационных парадах и праздниках. В 1949 году в на Тушинском аэродроме Пепеляев впервые демонстрировал высший пилотаж на новом тогда Ла-15, а в следующем году вместе с В. В. Лапшиным подготовил встречный пилотаж на МиГ-15 - один из самых рискованных и впечатляющих видов воздушного представления, когда сближающиеся с предельной скоростью самолеты расходятся в нескольких метрах. Предполагалось показать его на тушинском празднике, который, увы, не состоялся из-за непогоды. Зрители увидели этот номер через год, но уже без участия Пепеляева.

-3

В конце 1950 года 196-й авиаполк под командованием подполковника Е. Г.

Пепеляева отправили в Китай. В январе 1951 года 196-й иап перебазировался на аэродром Дунь-фын, где в течение 4 месяцев проходил подготовку к предстоящим боям. 1 апреля полк Пепеляева вместе со 176-м гвардейским иап, вторым полком, входившим в 324-ю авиадивизию под командованием И. Н. Кожедуба, прибыл на пограничный аэродром Аньдун на берегу реки Ялуцзян. Основной задачей дивизии было прикрытие ГЭС и железнодорожного моста через реку. Первый бой летчики полка приняли в начале апреля сбив два «Сейбра» потеряв в бою два «Мига». Пепеляев открыл свой победный счет в бою 20 мая 1951 года, сбив истребитель «Сейбр».

-4

Пепеляев начал воевать в Корее на МиГ-15 с двигателем РД-45Ф 9-й серии Куйбышевского завода № 1 (серийный № 109025, бортовой № 925). Когда во второй половине апреля 1951 года полк получил МиГ-15бис, Пепеляев пересел на самолет 7-й серии Новосибирского завода №153 (№ 0715368, бортовой № 768). С поступлением новых «мигов» 13-й серии того же завода Пепеляев летал на истребителе №1315325, выпуска апреля 1951 года. Истребители «Миг-15» 13-й серии были покрыты бесцветным лаком, на хвостовой части фюзеляжа и нижних поверхностях плоскостей были нанесены корейские опознавательные знаки.

-5

Командуя 196-м иап, полковник Пепеляев выполнил 108 боевых вылетов, в 38 воздушных боях лично сбил 19 реактивных самолетов противника. Еще 3 вероятные победы не вошли в его официальный счет. Его полк, наряду с 17-м иап, был лучшим по итогам боевой деятельности, уничтожив в воздушных боях 108 американских самолетов, потеряв при этом 10 МиГов и 4 летчиков.

Для успешного поражения самолета противника пилоту необходимо обладать мастерством: представьте себе временные рамки - боекомплект авиационных пушек, установленных на МиГ – 15 Н-37 и НС – 23 отстреливается за 9 и 6 секунд соответственно, учитывая такие временные рамки, нужно подойти к противнику со скоростью 900 км/час на расстояние 300 – 500 метров, прицелиться и поразить его одной очередью в течении двух - трех секунд. Тогда останутся снаряды на вторую атаку.

Проведя 414 суток боевых действий, полк Пепеляева убыл на Родину 1 февраля 1952 года, этот полк имел больше всех сбитых самолетов противника и самые малые потери среди истребительных полков.

В одном из боев был сбит и погиб его ведомый, старший лейтенант Валерий Ларионов, Пепеляев не задумываясь переписал на его счет три своих победы. Таким образом официальное число сбитых молодым летчиком самолетов противника достигло пяти, и Ларионов посмертно получил звание Героя Советского Союза, что гарантировало его вдове, оставшейся с грудным ребенком на руках, получение денег за мужа Героя СССР, погибшего при исполнении служебных обязанностей. Вместе с этими тремя, число самолетов противника, уничтоженных Пепеляевым в небе Корейской войны достигает 23 штук (1 F-80, 2 F-84, 2 F-94, 18 F-86) !!!!

-6

Осенью 1946 года Пепеляева направили на Высшие летно-тактические курсы усовершенствования офицерского состава в Липецк. О курсах Евгений Георгиевич вспоминает с благодарностью: «За год учебы на Липецких курсах я много познал в теории и практике военного дела. Узнал, как должен работать командир и штаб авиаполка на различных этапах проведения наступательной и оборонительной операций фронта. Более глубокие знания были получены в аэродинамике, самолетовождении, теории воздушной стрельбы и бомбометании, в изучении новых приборов спецоборудования». В Липецке, Пепеляев встретил Майю, которую до войны в Одессе знал еще девочкой, а теперь это была голубоглазая стройная красавица с пышным убором светлых волос. Вскоре они расписались и прошли по жизни вместе более 60 лет.

Надо заметить, что Майю Константиновну Пепеляеву связывают с авиацией корни по отцу - он был авиационным инженером в Одессе и погиб на летном поле при исполнении служебных обязанностей еще до войны. Там же, в Одессе, они жили в одном доме с первым дважды Героем Советского Союза А. И. Грицевцом. Майя дружила с его дочерьми и получила от него, после возвращения из Испании, подарок - нефритовый кулон. Двоюродным братом Майи был летчик - А. И. Баршт, совершивший на Як-9 и Пе-3 более 300 боевых вылетов на разведку и сбивший в воздушных боях пять самолетов Люфтваффе, представленный к званию Героя Советского Союза. Они поженились и она стала жить волнуясь при расставаниях и радуясь при его возвращении из полета.

Штрих к рисунку той жизни, рассказанный Майей Константиновной: осенью 1951 года в Кубинке, когда мужа не было дома уже почти год, она, радостно приняв из рук почтальона письмо, застыла от ужаса, увидев на письме от мужа машинописный текст. Война, «Похоронки» были еще очень свежи в памяти, и Майя Константиновна, уже рыдая, но так и не решившись прочитать послание, отдала его знакомой распечатать и прочесть. Письмо, также отпечатанное на машинке, оказалось радостным:

«Уважаемая тов. Пепеляева Майя Константиновна!

Поздравляю Вас и Вашу семью с присвоением Вашему мужу звания «полковник».

Желаю Вам крепкого здоровья в Вашей семейной жизни и работе.

Гвардии полковник Кожедуб.

14 сентября 1951 года». !!!!

-7

Евгений Георгиевич главным считал главным для летчика-истребителя талант, обретаемый от Бога, и «умение пользоваться глазами». Очень скромный и исключительно дисциплинированный человек, профессионал высочайшего класса, Пепеляев овладел искусством летчика-истребителя, как никто другой. Талантливый командир, он всегда был человеком чести и образцом офицера. 22 апреля 1952 года, после возвращения на Родину, Евгению Георгиевичу Пепеляеву было присвоено звание Героя Советского Союза. В 1958 году окончил Военную академию Генерального штаба. Командовал авиадивизией в Ярославле, был заместителем командира истребительного авиационного корпуса. Всего налетал 2020 часов и освоил 22 типа самолетов, среди них реактивные истребители: Як-15, Як-17, Як-25, Ла-15, МиГ-15, МиГ-17, МиГ-19, Су-9. Летал он 25 лет - до 1962 года. С 1973 года полковник Е. Г. Пепеляев — в запасе – 37 лет выслуги.

Евгений Георгиевич написал книгу «Миги» против «Сейбров». За десять лет его книга выдержала пять изданий — редкий результат для военно-исторического произведения. Ааналитическая оценка описываемых событий и легко воспринимаемое изложение ставят книгу в ряд классических произведений мемуарной литературы.

Герой Советского Союза (22.04.1952) полковник Е. Г. Пепеляев награжден двумя орденами Ленина, тремя орденами Красного Знамени, орденами Отечественной войны двух степеней, Отечественной войны II степени, двумя орденами Красной Звезды, медалями. !!!!!

-8

ГЕРОЙ !!!