Одного из организаторов казахстанской автосборки, контролирующего акционера и председателя совета директоров группы компаний «Бипэк Авто — Азия Авто» Анатолия Балушкина объявили в розыск. Его ищет, как скрывшегося от следствия, Департамент государственных доходов Восточно-Казахстанской области.
Анатолий Балушкин объявлен в розыск. Информацию об этом опубликовал официальный сайт Комитета по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры РК.
На сайте указано, что органом, ведущий розыск, является департамент государственных доходов по Восточно-Казахстанской области. Причина розыска: «разыскиваемое лицо скрылось от следствия».
Анатолий Балушкин – контролирующий акционер АО «Азия Авто» и АО «БИПЭК Авто Казахстан». В структуру «БИПЭК Авто Казахстан» входят 75% АО «Азия Авто Казахстан» и другие компании. Председатель совета директоров группы компаний «БИПЭК Авто – Азия Авто». Создатель частного военного музея им. Бауыржана Момышулы. Депутат областного маслихата ВКО.
№37 рейтинга 50 самых влиятельных бизнесменов Казахстана – 2020 по версии Forbes Kazakhstan. №50 рейтинга богатейших бизнесменов Казахстана — 2021. В 2019 в Казахстане узнали о разногласиях между руководством «БИПЭК Авто» и Министерством индустрии и инфраструктурного развития. По версии чиновников, холдинг взял на себя обязательства построить завод по сварке, покраске, сборке кузовов автомобиля. Срок обязательств истек летом 2017 года, но завод так и не был запущен.
10 марта 2021, как сообщал акимат города Семея, с 1969 сотрудниками восточноказахстанского подразделения «БИПЭК Авто – Азия авто» был расторгнут трудовой договор по инициативе работодателя. Позже часть работников были трудоустроены на другие предприятия.
Вот как комментирует телеграм-канал "Великий шежире":
Кто-то может сказать «наконец-то». Или «поделом». Любителей у отечественной продукции не сказать, чтобы много. Критиковали наши автосборочные прозводства много и по делу — что там только колеса прикручивают, говорили, что качество хромает, и прочее. Но мы не экономический вестник, мы про нашу казахстанскую действительность.
Расскажем историю не с самого начала, а хотя бы с середины. В 2017-м «Бипэк Авто — Азия Авто» обещало выпускать автомобили с одним очень важным условием — степенью локализации производства в 50 процентов. Наши должны были сами делать сварку, окраску и сборку кузова.
Сказка кончилась быстро, уже в феврале этого года Специализированный межрайонный экономический суд города столицы удовлетворил требования министерства индустрии и инфраструктурного развития Казахстана (МИИР), которое просило взыскать с «Азия Авто» убытки в размере 173,9 миллиарда тенге в доход бюджета. На такую сумму предприятие получало помощь. Менеджмент автосборочного предприятия с решением суда не согласился.
Кто на ком стоял, сейчас понять сложно. Но Балушкин не вдруг принял решение сбежать. Какое-то время он реально пытался реанимировать предприятие — поехал за кредитами даже в Россию, но, видимо, что-то не срослось. И, видимо, от отчаяния он начал делать какие-то дикие заявления, что де его фирма и не получала денег.
«Это гипотетические и виртуальные начисления, и оценочные подсчеты, то о каком возврате можно говорить? Нас освободили от НДС, мы, в свою очередь, убрали его из цены, дали доступную цену покупателю», — пытался объясниться Балушкин. Но это он пусть с Налоговым кодексом спорит про виртуальные деньги, и с Департаментом госдоходов разбирается. Интереснее то, что он фактически обвинил в рейдерстве премьер-министра Аскара Мамина и вице-премьера Романа Скляра, которые, по его словам, решили перекинуть контракты «Азии Авто» другим заводам. Вроде бы, костанайскому «СарыаркаАвтоПрому».
Учредителями «СарыаркаАвтоПрома» числились «Allur Auto» (88 процентов) и «Социально-предпринимательская корпорация «Тобол» (12 процентов). СПК — это акиматовская структура, сейчас там предом правления бывший замакима Костаная Айдар Хусаинов. Allur Auto же принадлежит бывшему тренеру по боксу Юрию Цхаю, предпринимателю Андрею Лаврентьеву (место в списке Forbes Kazakhstan), Baiterek Venture Fund и Банку развития Казахстана.
Совпадение это, или результат удачной интриги, но костанайцев можно поздравить — производиться отечественные автомобили будут у них в большем количестве. У акима Костанайской области Архимеда Мухамбетова больше поводов радоваться, чем у главы ВКО Даниала Ахметова, последнему придется объяснять рабочим, куда податься после закрытия предприятия. Есть ли у Мухамбетова связи с Маминым или Цхаем — нам неизвестно, но долгое время Архимед был в тени своего более успешного брата — Мирлана. Тот был таможенником, пока Архимед занимался бизнесом и занимал второстепенные должности на госслужбе, затем возглавлял областное управление в Актобе, работал в Антикоре, и за какие-то заслуги внезапно стал замом у министра охраны окружающей среды Нурлана Каппарова (ныне покойного), который вел бизнес в нефти, недвижимости и финансах.
В общем-то, Казахстан, наверное, не очень потерял от того, что собирать «отечественные» автомобили будут в другом месте. Потеряли свои рабочие места люди в ВКО, получили в Костанае. Кто-то подался в бега, кто-то подсчитает прибыль. История же нам показывает, что есть незыблемые, вековечные принципы деловой активности в нашей стране — бизнес надо строить с крыши, фундамент подождет. Потому что люди со связями будут управлять другими людьми — без связей.