Читая публикации экспертов нередко натыкаешься на сожаление, что в авиации Красной Армии так и не появился самолет по техническим характеристикам равный британскому многоцелевому самолету де Хэвилленд DH.98 «Москито», говоря по простому Москито. Опишу только некоторые его характеристики: Скорость на некоторых моделях доходила до 710 км.ч, дальность 4700 км на некоторых , бомбовая нагрузка доходила до двух тонн на некоторых, оборонительного вооружения не имел, но на некоторых моделях имелось мощное вооружение составляющее 4 пушки и три пулемета., экипаж 2 человека, 2 двигателя мощностью 1400 л. с., на некоторых высотность доходила до 12000 м и так далее и прочее. Фактически самолет-конструктор который переделывали под выполнение разных задач, чем и ценился. А еще среди всех самолетов имел наименьший коэффициент потерь- 13 самолетов на каждую тысячу вылетов. Потрясающие данные, при этом как то забывают добавить, что с 1942-го года ВВС Великобритании, по договоренности с американцами, летала только в ночное время, а Москито стали летать только на бреющих высотах, где скорости не превышали 500 -550 км.ч. Последнее выделим отдельно.
Итак в 1932-м году группа энтузиастов во главе с молодым инженером и начинающим конструктором Москалевым создают цельнометаллический высокоплан САМ-5 с двигателем м-11 мощностью 100 л.с, скоростью 170 км в час и дальностью полета 1000 км. Вместимостью 5 пассажиров и грузоподъемностью 350 кг. Но пройдя все испытания самолет не был принят, не смотря на свои уникальные ТТХ, подвел дефицит алюминия . Но уже в 1937-м году был принят абсолютный аналог первому, но цельнодеревянный САМ-5-2 бис в качестве пассажирского и санитарного самолета. И произведено целых 37 штук. В 1938-м был представлен САМ 5-2бис с увеличенной пассажирской кабиной до 7-ми человек и грузоподъемностью 500 кг. В 1937 Москалев представляет САМ-10 , абсолютно с одинаковыми параметрами фюзеляжа и крыла с САМ-5-2бис, но с низким расположением крыльев и двигателем 300 л.с. При той же грузоподъемности скорость возросла до 336 км.ч. на высоте 1700 метров. В 1943-м Москалевым был разработан САМ-25 с тем же двигателем М-11 форсированным 140л.с, но с большим фюзеляжем и скоростью 220 км.ч. Дальность достигла 1700км. Как видим все самолеты Москалева данной серии были фактически как конструктор из которого можно было сделать низкоплан или высокоплан,с двигателями разной мощности, самолет имел очень высокий запас прочности , так как предназначались для эксплуатации с неподготовленных площадок. И главное по заявлению пилотов самолет был легок в управлении и очень маневренный, а своих выдающихся характеристик достигал за счет прекрасной аэродинамике-привет Яковлеву, кстати легкий двухмоторный Як-6 которого и вытеснил САМ-25.
В 1938-м году по заказу военных Москалев приступает к проектированию самолета-разведчика САМ-12 на основе САМ-10, с двигателем МВ-12 мощностью 400 л.с. ТТХ: экипаж 2 человека. двойное управление в кабине пилота и наблюдателя.Кроме фото аппаратуры мог нести бомбовую нагрузку 400 кг внутри фюзеляжа. Вооружение два пулемета ШКАС и один пулемет у наблюдателя, для обороны задней полусферы. Объемы фюзеляжа позволяли установить также пушечное вооружение. Но главное- максимальная скорость самолета с относительно маломощным двигателем составляла 505 км. час на высоте 5000 м-505 км и крейсерская 445 км .час. Потолок 10500, дальность 2100 км.И имея столь выдающиеся характеристики самолет не был принят к производству. Скорее всего военные понимали, что ветер изменился и в приоритете скоростные истребители зам наркома авиапромышленности.
Москито это не самолет, а образ мышления . И живучесть его зависела не только от скорости, но и от умения применять. Как только стало понятно, что он уязвим для Мессеров, летать стали на бреющем, где скоростные характеристики немецкого истребителя были не столь выдающиеся.Но как только требовалось сопровождение бомбардировщиков самолет вооружался до зубов, четыре пушки и три пулемета это сплошная стена огня и подойти к нему рискнет не каждый. На примере САМ автор попытался показать возможности советской конструкторской мысли. А ведь были еще бесхвостки Калинина и Черановского, да и у самого Яковлева были дешевые учебно-тренировочные самолеты, которые при небольших размерах и весе 600 кг и с двигателем 100 л.с, показывали скорости более 240 км.ч.
Но само понимание отсутствовало, что с началом войны и большой убылью самолетов, стоило начать производство данных деревянных летательных аппаратов с более мощными двигателями. И тогда мы гордились бы своими, нет не Москито, а малютками Яками, САМами и другими. Но к сожалению производство массовое так и не было начато, как это было сделано с ПО-2, и наши боевые порядки беспрепятственно бомбили лаптежники , а в тылах гонялись за отдельными повозками и даже людьми немецкие истребители, обстреливая кресты на палатках медсанбатов. К сожалению это не конструкторы не смогли, а руководство так и не доросло, и все силы бросало на попытку догнать Мессершмитт, а тот все вилял хвостом уводя по ложному следу.