В последнее время не часто удается уже найти мощные объекты индустриального туризма в хорошей сохранности. Либо всё уже развалилось от ветхости, либо растащили на кирпичи. Вот и приходится забираться в самую глушь, подальше от туристов и накатанных маршрутов.
На один из таких объектов мы и наткнулись почти совершенно случайно в не очень популярном "медвежьем" уголке Карелии.
Рассматривая спутниковую карту окрестностей оз. Янисъярви на юго-западе Карелии у самой границы с Финляндией, обратил внимание на комплекс странных зданий у самой реки по соседству с ГЭС в местечке Харлу.
ГЭС в таких местах просто так не строили, и станции возводились для обеспечения электричеством больших производств.
Недолго думая рванули в эту точку на карте благо, что от трассы Сортавала - Петрозаводск оказалось всего несколько десятков километров.
Подъехав на точку обнаружили отлично сохранившиеся развалины огромного бумагоделательного комбината. Немного странно было обнаружить в таком месте "грязное" производство.
На самом деле ничего странного не было и для этого вернемся на сотню лет назад.
Спрос на бумагу начал стремительно расти и к началу XX века ценных пород древесины для бумаги стало не хватать. Требовалось найти более дешевое сырье и оно было найдено в качестве сосен и елей, а этого добра на территории Финляндии и современной Карелии с большим избытком.
История производства бумаги в Харлу началась в 1893 году, когда Вальдемар фон Френкель у одного из порогов реки Янисйоки построил большой бумажный комбинат.
Все было просчитано - огромные запасы леса вокруг, быстрая горная река позволяет использовать энергию воды и близость к транспортным магистралям решает логистические вопросы. Только бизнес и ничего личного.
В 1904 году на фабрике Харлу была уже установлена PKIII - первая бумажная машина, а само производство было известно как «Леппякоски».
К 1912 году на производстве трудилось около 300 человек, производя упаковки, коробки и газетную бумагу. Производство наращивало обороты даже несмотря на распад Российской империи и переход этих районов под юрисдикцию Финляндии. К началу 1920-х гг. объём производства на комбинате составлял до 6 тыс. тонн продукции в год и продукция продавалась в Питере, Москве и многих других городах страны.
В нескольких километрах от бумажной фабрики в начале XX века построили и ГЭС-21, которая снабжала электричеством очень энергоемкое бумажное производство. Точной даты постройки ГЭС нет, но некоторые агрегаты на станции датированы 1903-1904 годом. Сама станция работает до сих пор и входит в структуру ТГК-1.
Напротив бумажного комбината в середине 30-х годов XX века была построена и еще одна ГЭС-22, которая также продолжает работать и в наши дни.
В 1958 году ЦБК "Харлу"и фабрика в "Ляскеля" были объединены в единое предприятие "Ляскельский целлюлозно-бумажный комбинат".
В середине 1970-х годов на ЦБК свернули выпуск газетной бумаги и переключились на выпуск оберточной. И тогда же начали осваивать обойную бумагу, которая требовалась для развернувшегося массового строительства жилья в СССР.
Целлюлозно-бумажный комбинат продолжал свою работу вплоть до 1988 года, когда вредное производство было остановлено, а сам комбинат ликвидирован.
За 30 лет от комбината остались хорошо сохранившиеся руины, а в одном из корпусов наладили небольшое производство.
Учитывая мощный туристический потенциал Карелии можно было бы из руин бумажной фабрики сделать крутой индустриальный туристический объект.
Нечто похожее сделали в Рудном парке "Тулмозерье" на месте руин Чугуноплавильного завода у деревни Колатсельга.
Индустриальный туризм набирает в нашей стране популярность и это отличный пример и сохранения исторического наследия и одновременно туристического бизнеса.
Самые свежие и актуальные истории и путешествия можно найти в моем instagram - присоединяйтесь!