Публикация для лиц с устойчвой психикой и достигших совершеннолетия.
Генна Сосонко
Увидев предупреждение (да и заголовок), вы, возможно, подумали, что автор решил вас потроллить. Ни в коем случае: если бы он решил это сделать, то скорее вспомнил бы вокзал в Казани, где в советское время висел запоминающийся лозунг.
Текст означает «Коммунизм - светлое будущее человечества». Но если я действительно решил бы вас шокировать (хотя кого и чем в наши дни можно шокировать), то предпочел бы что-нибудь более впечатляющее.
Нет, «муджаннах» означает другое, совсем другое.
Вы знаете, конечно, что в незапамятные времена шатранджа, когда фигуры двигались черепашьим шагом, партии начинались с определенных позиций – табий. Одна из наиболее распространенных табий и называлась Муджаннах (фланговый дебют).
Слово «табия» прижилось: в дебютной теории современных шахмат немало позиций возникает настолько часто, что их тоже называют табиями.
Большинство партий, игранных защитой Нимцовича в пятидесятые-шестидесятые годы прошлого столетия, начинались с положения на диаграмме.
Давид Бронштейн в своей книге о турнире претендентов 1953 года так и называет эту позицию: «табия защиты Нимцовича».
Табии можно увидеть и в наши дни, но это понятие, как и всё на свете, подверглось инфляции. Позиции, еще несколько лет назад считавшиеся табиями, сегодня встречаются крайне редко, а то и вовсе исчезли из практики. Тоже веяние времени: поматросили и бросили.
Википедия в качестве примера современной табии приводит позицию из славянской защиты.
В наши дни назвать это положение табией трудно, да и когда-то бывший в моде вариант защиты Нимцовича встречается нечасто.
Следя за турнирами последнего времени, можно констатировать, что табиями на сегодняшний день являются другие позиции.
Последний крик моды именно эти позиции, что, разумеется, не отменяет наличие табий в других, порой очень острых вариантах прочих дебютов.
Правда, если в табиях борьба только начиналась, в этих она заканчивается. Табии (антитабии?) двадцатых годов XXI века встречаются в партиях с классическим контролем, а о различного рода рапид- и блиц-партиях (тем более онлайн) мы уже не говорим.
Напрашивается аналогия с донжуанским списком Пушкина, включающим сотню с лишним имен. Понятно ли современному читателю, что речь в нем идет только о дамах великосветского круга? Простолюдинок, цыганок и крепостных никому ни в какие списки тогда включать и в голову не приходило. Не будем считать онлайновых партий и мы.
Профессионал первой половины прошлого века, незнакомый с нравами современных шахмат, изумился бы, увидев в базе огромное число совершенно идентичных ничьих (увы, не только ничьих). Африканцы тоже поразились одной и той же книге у белых путешественников – они никогда не видели двух совершенно одинаковых вещей. Но тогда были два экземпляра Библии, а здесь многие десятки совпадающих до последнего хода партий на различных уровнях.
Любители могут спросить: если уж соперникам так хочется поскорее и к взаимному удовлетворению завершить партию, почему бы им не выбрать менее циничный способ?
Во-первых, не всегда есть возможность войти в контакт с партнером до игры. Во-вторых, как автор уже упоминал (и знает из личного опыта), составить более-менее пристойную партию, когда она играется на глазах многочисленных зрителей, организаторов, журналистов требует каких-то усилий, запоминания, затрат времени и т.д. Но главное: зачем?
Отношение шахматных профессионалов к этой проблеме заставляет вспомнить о движении, довольно популярном сто лет назад на заре советской власти.
Немало обнажённых женщин и мужчин время от времени дефилировали по улицам Москвы и Петрограда, демонстрируя свободу от «буржуазных предрассудков». Случалось, в этих демонстрациях принимали участие тысячи человек. Свидетельница рассказывала о реакции обывателей: «Кто-то хохотал до слёз, кто-то плевался. Старухи крестились, говоря: “Апокалипсис! Конец света!” и растерянно спрашивали у прохожих: “Что же это? И нас заставят раздеться?”»
К чему автор вспомнил это давно уже забытое движение? Дело в том, что лозунг его был «ДОЛОЙ СТЫД!»
Именно этим принципом руководствуются исполнители современных табий. С ними можно было бы поспорить, вспомнив народные мудрости: «лучше бедность да честность, нежели прибыль да стыд», «не бойся суда, а бойся стыда» и т.д. Но пословицы эти в наше прагматичное время как-то выцвели, а ежели кто-нибудь вспомнит Фаину Раневскую: «деньги проешь, а стыд останется» - замечательная актриса отказалась тогда от очень высокого гонорара за роль в какой-то совсем уж чудовищной кинокартине, - шахматисты только пожмут плечами.
И напомнят целый корпус других изречений, значительно более созвучных сегодняшнему дню: «стыд — не дым, глаза не выест». «стыдливому волку удачи не видать», «стыдливый из-за стола голодный встает». И как венец: «что стыдно да грешно, то и в моду вошло».
И если ремарка Ленина, услышавшего о демонстрациях обнаженных, - «Так держать, товарищи!» - была для многих неожиданной, недавняя реакция нынешнего правителя России крайне логична и мало кого удивила.
Сегодняшний президент страны наградил одного из самых известных телеведущих орденом, а абы кого президент награждать не станет. Дело в том, что много лет лауреат вёл популярную программу «Пусть говорят», и смотревшие её утверждают, что она попирает даже самые рудиментарные представления о морали. На самом же деле название этой программы - основополагающий принцип всей политики России, и это не могло быть не отмечено.
Это я к тому, что заканчивающие партии новыми табиями придерживаются и этого принципа тоже.
Ну, покритикуют, ну, порассуждают о моральном долге перед всеми любителями, как сделал недавно немецкий «Шах». Журнал посвятил этому явлению целую статью с примерами и жалобами на элитных гроссмейстеров, даже не пытающихся прикрыть собственный цинизм-пофигизм каким-то подобием фигового листка. Ну, пошумят в социальных сетях завистники и злопыхатели. Ну, вздохнет Каспаров: «Признаться, я немного расстроен, что некогда боевой "Грюнфельд" превратился в еще один инструмент для производства ничьих». И что?
Можно подумать, что в других дебютах нельзя найти иные табии.
Для профессионалов будущего что одна позиция, что другая будут совершенно идентичны, и вопрос только в том, каким способом прийти к конечной позиции.
Но время это ещё далеко, и любители современных табий могут не беспокоиться. Это в театре Мейерхольда великий режиссер любил лично приходить на спектакль и высиживать уже сотни раз игранную пьесу, чтобы ее не «заиграли». Заиграть антитабии XXI века невозможно, разве что могут войти в моду новые: шахматы, как вы знаете, безграничны.
В общем - Жасасын быздын! - если мы уж начали с лозунгов (так встречали в Алма-Ате в свое время Леонида Ильича Брежнева). По-казахски это означает «Наш дорогой», ежели вы запамятовали.
Наши дорогие жасасын быздыны! Новых вам муджаннахов и будьте здоровы и счастливы: до Апокалипсиса шахмат пока далеко. Полная икебана еще не собрана.
* * *