Основой духовной жизни человека является молитва, она как дыхание. Невозможно представить, чтобы человек жил, не дыша, так и невозможно верить в Бога, не молясь.
«Господи, Иисусе Христе, сыне Божий, помилуй меня, грешного» – одна из самых кратких молитв. Краткая, но, как святые считали, самая необходимая в деле спасения души.
Профессор Алексей Ильич Осипов рассуждает о тайне и искусстве молитвы Иисусовой, опираясь на учения и опыт святых отцов Церкви.
Не просто вычитывание, а внимание к молитве
Сама фраза «вычитал молитвы» – звучит ужасно для верующего человека. Ведь молитва –наши слова Богу о любви к Нему и горячая надежда на Его милосердие.
Молитва, которая читается нами без внимания (по словам Игнатия Брянчанинова) – есть оскорбление для Бога, она не принимается Им.
Совет женщине-мирянке, который дал игумен Никон Воробьев о молитве
К игумену пришла женщина, которая жаловалась на тоску и одиночество. Тогда Никон Воробьев посоветовал ей со вниманием, медленно читать Иисусову молитву. Читать тогда, когда она о ней вспомнит: за вязанием, за уборкой, за любыми делами домашними: в любом положении, в любое время обращаться ко Господу.
Через год она пришла снова – уже со слезами сказав, что ей молитва подарила жизнь.
И не удивительно, ведь молитва – единственное средство общения души человека с Господом, только Бог – источник радости и благодати.
Важно! Оптинские старцы иногда запрещали эту молитву читать мирянам, потому что видели, что для многих есть опасность тщеславия или прелести. Все зависит от устроения человека.
Первоначально надо произносить совсем немного Иисусовых молитв
Сначала можно произнести 100 молитв и сделать паузу. Необходимо постепенно упражнять свое внимание и свой ум. Потом можно еще произнести 100 и опять остановиться.
Неразумно! Устанавливать себе определённые правила, например, 500 или 3000 молитв в день.
Лучше всего произносить молитву тогда, когда об этом вспоминаешь, не откладывая на «завтра».
Принуждение к молитве постепенно тренирует наш ум.
Нельзя молитву Иисусову произносить быстро, это опасно
Практика очень быстрого произнесения Иисусовой молитвы может привести к плачевному духовному состоянию, к прелести.
Все святые отцы писали, что молитву Иисусову надо произносить так:
- не спеша, медленно;
- благоговейно;
- со вниманием;
- с покаянием от всего сердца.
Важно! Внимание начинается с обращения ко Господу как к близкому, т.е. важно направление нашей молитвы. Молитва – всегда личное общение с Богом.
Исключение! Если использовать молитву как оружие во время гнева, смятения, то нормально, если сначала будете ее произносить быстро: мы ведем брань с сиюминутным искушением, но потом темп будет замедляться, все чувства придут в себя и молитва пойдет спокойнее, медленнее.
Опасность быстрой прелести и сладости
Святые отцы годами приходили к непрестанной молитве, испытаниями, понуждением.
Если человек чувствует сразу же сладость от молитвы, то он очень близок к опасному духовному состоянию прелести.
Восторг, переживание, отсутствие голода, невосприимчивость к холоду – одни из признаков такого лжечудесного прельщенного состояния.
Центр сосредоточения молитвы – только на уровне груди или выше
Особенно необходимо уделять внимание мысленному центру сосредоточения молитвы Иисусовой. Лучше всего ее держать в середине груди или немного выше, но не ниже, чтобы не впасть в состояние, отличное от молитвенного.
Можно достичь непрестанной молитвы Иисусовой но совершенно не благодатной, молитва может навязнуть, как популярная мелодия.
Как же отличить благодатную молитву от не благодатной?
Признак правильности молитвы Иисусовой
При правильной молитве человек все больше и больше начинает открывать бездну своей греховности, а при неправильной молитве – все больше может приобщаться внутренней сладости.
Сначала человек видит крупные грехи, потом мелкие, на третьем этапе начинает видеть не только мелкие грехи: лукавство в поведении, словах и т.д., а видеть всю греховность свою в целом.
Интересно! Святые отцы свои добродетели оплакивали как грехи, они считали что ничего не могут сотворить благого сами.
Нельзя отрывать молитву от исполнения заповедей
Если заниматься исключительно молитвой, то это быстро приведет к прелести.
Необходимо исполнять заповеди и внимать тому, что происходит в душе: какие помыслы приходят, любим ли мы своих врагов, прощаем ли всем обиды.
Молитва без соблюдения заповедей – бесплодна. Если в душе нет любви к людям – значит это оскорбление, а не молитва.