Когда мы говорим о читательском дневнике, то в первую очередь подразумеваем школьный читательский дневник. Но развивать навык вести дневник читателя необходимо уже в детском саду. Ведь он, в первую очередь, подразумевает под собой чтение книг.
Пока малыш маленький, родители рассказывают ему сказки, потешки, прибаутки, поют колыбельные. Чуть подрос – и мы начинаем читать ему книжки, обязательно с картинками. В этом возрасте интерес у ребенка к книгам огромный! Но постепенно он немного угасает. Причем не у ребенка, а у взрослого. Уже удобно посадить свое чадо к телевизору - смотреть мультики, или к компьютеру - поиграть в игру. Хорошо, если еще в развивающую! Удобно - ребенок не мешает, можно делать свои дела. Конечно, я не против всего этого. Но все в меру!
А как же наши книги?! Ведь зависимость от мультиков и игр вырабатывается очень быстро и сильно. И дети быстро понимают разницу между книгой и телевизором. Возникает противоречие – родители хотят, чтобы их ребенок вырос образованным человеком, но при этом читают ему все меньше и меньше и не развивают в нем желание читать. Да, конечно, сейчас можно найти любую информацию в интернете. Но, где кроме художественной литературы, Ваш ребенок найдет информацию о дружбе, любви, подвиге, уважении и другим проявлениям эмоциональной сферы? Только книга этому научит.
К большому сожалению, сейчас и качество книг, особенно, детских, оставляет желать лучшего! Наверное, поэтому в детских дошкольных учреждениях в список литературы, которую необходимо прочитать детям, входят наши старые произведения наших старых проверенных авторов. И это правильно!
Так нужен ли дневник читателя в дошкольном возрасте? В данном вопросе мнения родителей разделяются. Одни говорят, что однозначно он не нужен - только отнимает время на "писанину" и оформление. Главное прочитать! Другие родители понимают, что существует связь "память - рука", т.е. когда что-то прописываешь, то больше остается в памяти. Ведь мы читаем не для того, чтобы просто что-то почитать. Книга - кладезь знаний, причем самых разных. От научной информации, до большой смысловой нагрузки. Поэтому, записывая в дневник свои эмоции от книги, свой душевный отзвук, мы конкретизируем информацию и она намного дольше остается в памяти. А в случае с ребенком, это особенно важно.
Поэтому, несмотря на кажущуюся ненужность, читательский дневник в себе огромный потенциал. Во-первых, чтобы заполнить его, необходимо прочитать какое-то произведение. Отсюда вытекает самая главная цель этого занятия – читая книгу, родители проводят время вместе со своим ребенком, общаются, обсуждают поступки героев, переживают вместе с ними, дети учатся вести себя на примерах из сюжета, у них развивается воображение. Какая польза! У ребенка развивается эмоциональная сфера, он учится сопереживать, учится уважать, любить, дружить.
Общение с книгой подразумевает и решение других задач и целей. В первую очередь, это развитие речи. Мы насыщаем речь детей новыми словами, новыми выражениями, объясняем их значение. При помощи прочитанной книги мы учим детей выражать свои мысли: ребенок учится рассуждать, отстаивать свою позицию. В детских книгах обязательно есть иллюстрации. Ребенок, рассматривая их, развивает воображение. Поэтому, все, что дети получают от прочитанной книги, необходимо зафиксировать.
В этом нам поможет читательский дневник. Часть дневника дошкольника, конечно же, заполняют родители. Часть – сам ребенок. Что оформляют родители? Они записывают дату чтения, автора и название книги. После обсуждения произведения, родители со слов ребенка записывают его суждения, его отзыв.
Особое внимание при обсуждении книги нужно обратить на графу «О чем книга?» И этот вопрос, как правило, самый сложный. Дети обычно начинают пересказывать содержание книги. Задавая наводящие вопросы, подводите ребенка к правильному пониманию произведения. Ведь «Буратино» - книга не про деревянного мальчика и разбойников. Это книга о дружбе, взаимопомощи, о том, что добро всегда побеждает зло. Учите детей видеть в произведении главную мысль. И записывайте все выводы, которые делает ребенок.
А вот оформить страничку читательского дневника может сам ребенок. Он нарисует героя книги, понравившийся эпизод. Сейчас в продаже есть уже готовые читательские дневники. Но они, в основном, рассчитаны на то, что дети могут их самостоятельно заполнить, записать. Поэтому, на мой взгляд, в дошкольном возрасте лучше использовать альбом для рисования. В нем ребенку удобнее будет нарисовать рисунок. Также он может оформить свой альбом по своему вкусу.
И в заключении, перефразируя строчки сказки К.Чуковского «Мойдодыр», хочу призвать Вас, дорогие родители, «Давайте читать всегда и везде!»