В начале июня у «Команды 29» вышло интервью с директором фонда «Городские проекты» Максимом Кацем, в котором оппозиционер признался, что основатель и член «Яблока» Григорий Явлинский, имеющий наибольший вес в партии, часто устраивает внутрипартийные интриги: «Собираются по его указанию папочки со скриншотами, кто в каком чате сказал, для того, чтобы нарыть компроматы, хранить его и потом в нужный момент вытащить, чтобы исключить кого-то из партии. И это по его указанию делается. И он все это организует, он дает какие-то указания мочить тех, мочить этих, то Шлосберга, то меня».
Также Кац рассказал о том, как устроено внутрипартийное голосование в «Яблоке», назвав такую систему жульнической и сравнив ее с подделыванием бюллетеней в урне: «Он, с одной стороны, говорит про демократию, про честные выборы, про все остальное. С другой стороны, в своей партии он организует выборы таким образом, что те, у кого 80%, получают 0% представительства в органе избранном. А он получает 100%. А это жульничество! Это то же самое, что бюллетень подделывать в урне».
Кац также раскритиковал «яблочную» систему квот: «Он так организовал, чтобы были квоты: чтобы у определенных людей – его друзей и руководства старого – голос весил как 10 голосов обычных партийцев, или как 20, или как 50. И совершенно на голубом глазу они приходят и на выборах, где избиратели хотят выбрать одних людей, берут и выбирают других. Совершенно на голубом глазу не стесняются, они не видят в этом жульничества. Они назначают Рыбакова руководить партией, хотя его не поддерживает партия».
Кроме того, Кац объяснил, как руководство видит свою роль в партии – со слов Сергея Иваненко, заместителя и одного из лидеров «Яблока»: «Это наша партия, мы тут собственники. Все эти выборы, которые внутри проходят, – это вообще все формальность. Это партия наша (так говорит Иваненко и Явлинский). Мы не можем установить себя как акционеров, потому что у нее непонятная какая-то юридическая форма: вместо, как мы хотели бы, акционерного общества она какая-то партия там. Мы вынуждены проводить какие-то там голосования, но это все чистая формальность. Причем как мы решим, так и будет. А эта формальность… Это хочешь – в урне подменим голоса, хочешь – квоты устроим. Ну так, чтобы никто не шумел, в урне это как-то неприлично».
Тот факт, кто общую линию партии по-прежнему задает Явлинский подтверждается и тем, кто становится председателем «Яблока». Так, в декабре 2015 года им стала Эмилия Слабунова, которая выиграла партийные выборы с подачи Явлинского. Тогда ее основным соперником был Лев Шлосберг, который также составлял конкуренцию и нынешнему председателю партии Николаю Рыбакову в 2019 году. Вот только Шлосберг вполне мог составить конкуренцию и самому Явлинскому, поэтому данное место вновь занял тот, кому помог «административный ресурс».
При этом оба председателя партии – Слабунова и Рыбаков – на период своего руководства стали всего лишь марионетками в руках Явлинского и проводили внутри «Яблока» линию, которую им диктовал ее фактический лидер.
Также руками подконтрольных ему председателей Явлинский неоднократно удалял из партии тех, кто хочет как-то изменить данное положение дел. Один из самых показательных примеров – исключение из «Яблока» Каца, в котором Явлинский увидел угрозу своему лидерству и авторитету в партии. Поэтому на руководящие должности Явлинский ставит людей, которые не будут делать попыток стать не только формальными, но и реальными лидерами. Об этом также говорил Кац: «Явлинский по факту – руководитель партии. И Николай Рыбаков – это формальный председатель партии. Он ничего не решает – это формальная должность в «Яблоке», которую занимают разные люди, но руководит всем Явлинский».
Таким образом, «Яблоку» действительно не грозит обновление и рост электоральных позиций, поскольку фактический лидер партии Явлинский продолжает расставлять на руководящие посты верных людей без амбиций, которые, по сути, являются лишь его марионетками.