Найти тему
СВЕЖИЕ ТЕСТЫ

Кризис (от лат. krisis решение, поворотный пункт, исход) всегда возникает из какого-либо противоречия и характеризуется нарушени

Кризис (от лат. krisis решение, поворотный пункт, исход) всегда возникает из какого-либо противоречия и характеризуется нарушением стабильности и привычных связей в обществе. Одной из разновидностей социальных кризисов является кризис власти.

В основе кризиса власти лежит противоречие между обществом и властью. Как известно, общество находится в постоянном развитии, движении, а это значит, что в нем непрерывно возникают все новые и новые проблемы, решать которые приходится власти. Власть может делать это достаточно эффективно, и тогда ее отношения с обществом складываются спокойно. Но бывает и так, что власть по ряду причин не справляется с возложенными на нее обязанностями, не может быстро и оперативно реагировать на возникающие вопросы. В этом случае она становится тормозом в развитии общества, т.е. вступает в полосу кризиса. Попробуем описать его.

На фоне нарастания нерешенных проблем в обществе разрушаются вертикальные связи. Люди не выполняют распоряжений власти. Система "приказ подчинение", исправно работавшая многие годы, вдруг начинает давать сбои. Все это приводит к тому, что власть уже не может контролировать процессы, происходящие в обществе.

В самом обществе тоже исчезает привычный порядок. Нарушается взаимозависимость между стратами, социальными группами, этносами, сложившаяся в стабильные времена. Если прежде все они в более или менее равной степени зависели друг от друга, то в ситуации кризиса каждый хочет изменить свое положение в обществе.

В этих условиях власть теряет в глазах людей свой авторитет. Они перестают относиться к ней как к высшей силе, которой надо подчиняться. Складывается ситуация, напоминающая известную сказку Ганса Христиана Андерсена "Новое платье короля". Стоило маленькому мальчику воскликнуть, что король голый, как все вдруг увидели это. Точно также в условиях кризиса люди как бы "прозревают" и видят, что власть это не более, чем "голый король". Готовые прежде терпеть власть годами, они в одночасье понимают всю ее несостоятельность.

А что же происходит в этот момент с самой властью? Она начинает ослабевать изнутри. Представители власти чувствуют себя неуверенно. Они понимают, что согласие ей подчиняться перестает быть добровольным. Бросаясь из крайности в крайность, они уже не могут осуществлять последовательную политику. Власть колеблется, а в политике это всегда ведет к проигрышу. По остроумному замечанию Сирила Н. Паркинсона, когда перед солдатом в пылу боя стоит выбор бежать направо или налево, любое решение будет лучше бесконечных сомнений и шараханий из стороны в сторону. Если он без колебания выбирает направление, его шансы на успех составляют пятьдесят процентов, но оставаясь на месте, он погибает почти наверняка. "Так и чахнущее сообщество, заключает он, будь то страна, университет, профсоюз или промышленное предприятие характерно тем, что лидеры его сбились с пути, потеряли чувство цели". Итак, в ситуации кризиса власть как бы теряет волю и создает вакуум, который тут же заполняется недовольством народа. На этом этапе кризис становится явным, болезнь общества выходит наружу.

Все это приводит к активизации оппозиционных сил. Появляются новые социально-политические движения. Их программы и лозунги содержат резкую критику данной власти, существующего положения вещей. На этом этапе оппозиция, как правило, не предлагает сколько-нибудь подробной программы изменений и реформ. Всю свою энергию оппозиция направляет на ниспровержение власти.

Так постепенно в сознании людей возникает образ конкретного врага в лице старой власти. Даже явные уступки с ее стороны рассматриваются как враждебная акция. На этом фоне в лагере оппозиции выделяется главный противник, которого можно назвать альтернативным субъектом. Он вступает в решающую стадию борьбы за власть и побеждает, поддержанный народом. Казалось бы, можно торжествовать победу! Кризис преодлен? Не тут-то было.

Придя к власти, альтернативный субъект начинает действовать в новом качестве. Те проблемы, которые не решила прежняя власть, ложатся теперь на его плечи. Попытки решить их вынуждают его прибегать к непопулярным в народе мерам. Перед победителем стоит нелегкий выбор: ничего не делать и оберегать свою популярность или действовать и нажить себе новых врагов. И в том, и в другом случае недовольство почти неизбежно. Это чревато появлением новой оппозиции и нового альтернативного субъекта. В обстановке политической нестабильности у последнего есть достаточно шансов на победу. Однако и в этом случае вся ситуация может повториться. Таким образом, кризис власти характеризуется ее частой сменой.

Преодоление кризиса власти

Мы описали типичный сценарий кризиса власти. Типичный, но не единственно возможный. Политическая жизнь столь причудлива и сложна, что каждый кризис власти имеет свое лицо. Тем не менее политическая наука в каждом конкретном случае стремится найти повторяющееся и типичное. Обнаруживается это и при анализе конкретных путей выхода из политического кризиса.

Одним из вариантов развития событий может быть своевременная реакция власти на первые тревожные признаки кризиса.

Если власть оказывается в состоянии проанализировать причины своих неудач, она может предотвратить кризис, не позволив ему разрастись до катастрофических размеров. Прибегнув к изменениям в составе руководства, осуществив корректировку политического курса, пойдя на необходимые уступки оппозиции, власть, в конечном счете, выигрывает.

Другим вариантом преодоления кризиса может быть применение силы или угрозы силой. Оружие и репрессии используются в этом случае для того, чтобы остановить рост влияния оппозиции. Это последний аргумент слабеющей власти. Причины, вызвавшие кризис, не устраняются, но политическая стабильность на время восстанавливается. Наступает лишь видимое спокойствие, поскольку власть, своевременно не решающая проблемы общества, рано или поздно вновь окажется в полосе кризиса.

Развитие кризиса власти в обществе может привести и к установлению двоевластия. Этот вариант довольно редко встречается в политической жизни общества, но вовсе не учитывать его нельзя. Суть двоевластия заключается в том, что власть одновременно находится в руках двух политических субъектов. Они равны по силе, пользуются приблизительно равным авторитетом и поддержкой, но занимают разные политические позиции. А это, в свою очередь, определяет и различие в их действиях. Каждый из субъектов отдает приказы, отличные от приказов другого. Общество же разделяется на части, каждая из которых выполняет распоряжения только одного из субъектов.

Ситуация двоевластия сложилась, например, в России в феврале 1917 г. после свержения самодержавия, когда политическую власть поделили между собой Советы рабочих и солдатских депутатов и Временное правительство. Вот как описывает это время в своем дневнике поэтесса Зинаида Гиппиус: "Странный в конце концов факт получился: существование рядом с Временным правительством двухтысячной толпы, властного и буйного перманентного митинга этого Совета Рабочих и Солдатских Депутатов... Сам себя избравший парламент Советский Исполнительный Комитет иногда соглашается с Правительством - иногда нет. Выходит, что иногда можно слушаться Правительства иногда нет".

Нетрудно понять, что двоевластие ведет к несогласованным действиям и, в конечном счете, к хаосу в обществе. Двоевластие подобно неустойчивому равновесию. Достаточно малейшего толчка, и это равновесие нарушается. Один и^ двух субъектов берет на себя всю полноту власти, устраняя другого.

Наконец, еще один путь выхода из кризиса пролегает через смену различных политических сил и постепенное становление такого политического субъекта, который предлагает обществу программу преобразований, удовлетворяющую большинство. Власть такого политического субъекта постепенно обретает легитимность. Чувствуя прочную опору, он решает насущные общественные задачи, способствует восстановлению социальных связей и порядка. Власть снова становится властью, необходимой для нормального развития общества.