Главное отличие номенклатуры всевластие порождало и другие ее черты. Так, номенклатуру отличала предельная замкнутость. Попасть в нее можно было, только пройдя все низшие ступени карьеры и доказав свою преданность системе. Существовало также множество формальных требований к тем, кто стремился проникнуть в этот клан. Прежде всего необходимо было быть членом компартии, иметь определенный стаж работы, соответствующую биографию, образование. Так, было замечено, что в систему номенклатуры попадали люди в основном с техническим образованием. Гуманитарное образование по традиции считалось ненадежным и несерьезным. Исключение составляли лишь те, кто назначался на идеологическую работу.
Номенклатура отличалась и корпоративной солидарностью. Даже провинившиеся кадры редко покидали систему. Их предпочитали "переводить на другую работу", а не выталкивать за рамки элиты. Так, проштрафившийся руководящий профсоюзный работник отправлялся руководить управлением культуры, а секретарь горкома крупным заводом. Все это еще больше усиливало общий непрофессионализм в управлении страной. Во многом поэтому номенклатура была обречена на старение. Люди, раз попавшие в нее, уже не хотели уступать своего места до самой старости. Так, некоторые члены ЦК КПСС пробыли в нем 25 лет (М.С.Соломенцев, А.А.Громыко, а некоторые и более 30 лет (Б.Н.Пономарев, Б.Н.Зимянин). Половина ЦК КПСС в 1990 г. была в возрасте старше 60 лет.
Номенклатура пользовалась и особой, абсолютно закрытой системой привилегий. Зарплата "руководителей рабочих" не должна была слишком отличаться от зарплаты самих рабочих. Поэтому номенклатура компенсировала то, что не могла получить открыто и легально, различного рода "бесплатными благами": путевками на лучшие курорты, специальными продуктовыми пайками, специальным медицинским обслуживанием, квартирами вне очереди и многим другим. К этому можно добавить и искусно запутанную систему премирования: существовало более 500 различных положений, по которым начислялись премии для высших чиновников.
В системе номенклатуры царила строгая иерархия. Каждый нижестоящий чиновник целиком и полностью зависел от всех вышестоящих и мог обратиться с просьбой, информацией и предложением только к следующему за ним на ступеньках лестницы власти. Назначение на тот или иной пост могло состояться лишь после одобрения всех высших инстанций. Нарушать правила и процедуры, установленные в системе номенклатуры, было строго запрещено.
Как видим, номенклатура по своим характеристикам близка к элите закрытого типа. Однако все ее черты доведены в этом случае до своего полного выражения. Номенклатура абсолютно закрытая, абсолютно привилегированная, строго иерархизированная группа. Подобная система подбора и работы кадров не могла не демонстрировать свою неэффективность и стала одной из причин всеобщего кризиса социалистической системы.
Переход от системы номенклатуры к системе открытой, "современной элиты" процесс довольно сложный. Номенклатура обладала огромной властью и сегодня не хочет расставаться с нею. По данным румынских политологов, 80% новых миллионеров в Румынии в прошлом входили в номенклатуру. Специалисты Московского института прикладных политических исследований счи
тают, что около 61 % "новых русских" из числа бывшей номенклатуры. Польский экономист, проследивший карьеру нескольких сотен номенклатурных чинов, занимавших высокие посты в 19891993 гг., обнаружил, что более половины из них стали высшими менеджерами в сфере частного бизнеса.
Для преодоления номенклатурного стиля управления необходим приход в политику нового поколения образованных, энергичных, талантливых людей. Время требует создания и специальных учебных заведений, где будущие члены элиты могли бы овладеть современной наукой управления.
Структура правящей элиты
Правящая элита имеет сложный состав. В нее обычно входят отдельные группы, действующие в какой-либо одной сфере общественной жизни. Так, важной частью правящей элиты является экономическая элита. Ее образуют крупные собственники, директора компаний, крупных предприятий, банков и т.д. Деятельность экономической элиты обычно не носит публичного характера. Рядовые граждане могут не знать в лицо и по фамилиям тех, кто принадлежит к ней. Однако ее роль в политической жизни необычайно велика. Достаточно сказать, что от их материальной, финансовой поддержки зависит успех того или иного политического процесса. И наоборот: экономический саботаж политических решений может дезорганизовать всю политическую жизнь.
В правящую элиту входит также бюрократическая элита. Ее составляют чиновники высшего ранга. Именно к ним стекается вся информация о состоянии дел в обществе, что и делает бюрократическую элиту столь могущественной. На основе такой информации она занимается подготовкой общеполитических решений, которые затем принимаются соответствующими органами власти. В нашей политической практике бюрократическую элиту часто называют работниками аппарата.
Место и роль военной элиты в составе правящей элиты зависят прежде всего от степени милитаризации общества. Входящие в нее высшие армейские чины могут обладать огромным влиянием в тех странах, где велика роль армии, более того, известны случаи, когда военная элита приобретала самостоятельное значение и становилась доминирующей. Она устанавливала военный режим, который опирался на силу оружия жия. Основным "козырем" военной элиты является именно то, что она распоряжается армией и оружием, а это наиболее сильный "аргумент" в пользу ее влиятельности.
Не обойтись руководящим слоям и без идеологической элиты. В нее входят видные деятели науки, искусства, культуры, руководители средств массовой информации, а также высшее духовенство. Важность идеологической элиты определяется тем, что именно она является "властительницей дум". Ее роль огромна в формировании умонастроений людей, определении и пропаганде идеалов, ценностей, духовных установок. На долю идеологической элиты выпадают защита и оправдание действий правящей элиты в целом.
Особая роль в правящей элите всегда принадлежала политической элите. Ведь именно она принимает важнейшие политические решения, в то время как все другие составляющие правящей элиты оказывают на нее влияние или скрытое давление. Политическая элита действует публично, на виду у всех. Наверное поэтому политическую элиту часто отождествляют со всей правящей элитой.
В политическую элиту входят, прежде всего, высшее политическое руководство страны, профессиональные политики, знающие механизм политического управления и умеющие владеть им. Ее составляют также ближайшие советники руководства, видные политические эксперты. Так, личных друзей и советников президента США называют "кухонным кабинетом" в отличие от официального кабинета министров.
Численность политической элиты зависит от конкретных политических условий. Если политическая жизнь устроена так, что вся власть сосредоточена в руках небольшой группы, то политическая элита, как правило, немногочисленна. Напротив, там, где политика не является закрытой сферой, где власть рассредоточена, политическая элита количественно разрастается. Так, в США, Англии, Франции, Германии на каждый миллион жителей приходится около 50 представителей политической элиты. В США она насчитывает около десяти тысяч человек.
Сложная структура правящей элиты не мешает ей быть сплоченноной группой. Даже если между ее членами имеются разногласия, они, как правило, не выносятся на публичное обсуждение. В кризисные моменты, представляющие угрозу самому существованию правящей элиты, эти разногласия забываются и она демонстрирует единство воли и действия.
Контрэлита
Элита может создаваться и оппозицией. В этом случае в политологии употребляется термин контрэлита, который ввел еще В.Парето.
Контрэлита это группа руководителей оппозиции, которые разрабатывают альтернативные планы развития общества и готовы в подходящий момент сменить у власти существующую элиту. Контрэлита чаще всего имеет ту же структуру, что и правящая элита. В ней есть группы, занимающиеся разработкой экономических, идеологических, политических и других программ. Открытое существование контрэлиты возможно в тех странах, где оппозиция существует легально и открыто. Из лидеров оппозиции может даже формироваться так называемый "теневой кабинет". Он представляет собой нечто вроде кабинета министров, но, разумеется, не имеет официального статуса. "Теневой кабинет" необходим для того, чтобы пришедшая к власти вчерашняя оппозиция не оказалась в положении "голого короля", а могла сразу начать четкую и слаженную работу.
Анализ сущности, структуры, действий правящей элиты показывает нам, что она представляет собой не просто привилегированный слой, но и необходимую часть любого общества. Существование элиты -неизбежность в политической жизни всех государств. Поэтому важно, чтобы ее отношения с обществом строились на принципах не конфронтации, а контракта. Общество соглашается на привилегированное положение элиты, но и элита берет на себя обязательства перед обществом, признавая его право на контроль за ее действиями. Это является необходимым условием нормальной политической жизни.