Как вы все, наверняка, знаете: ВПР – всероссийские проверочные работы; в законе «Об образовании» их нет, денег на них никто не выделяет, влиять они не на что не должны. В прошлом году была плановая проверка, проверяли в основном именно результаты ВПР, их анализ и всё такое прочее, ругали страшно (причем не зависимо от результатов). Как всегда, в общем.
Свои наблюдения и мысли по поводу ЕГЭ сформулирую по пунктам. Заранее извиняюсь, если кого-то чем-то обижу; высказывают своё субъективное мнение. Ну и поскольку я преподаю историю и обществознание, то больший акцент, конечно будет на них.
1. ВПР по истории, биологии и географии. Что сложнее?
Уверен, что большинство коллег, как и я помимо проверки ВПР были также и организаторами при их проведении. Не важно, какой предмет, всегда смотрю задания. Просто интересно, смогу ли я их выполнить, спустя столько лет обучения в школе. Сделал для себя несколько важных наблюдений, обсуждали это с коллегами, что-то смогли объяснить сами себе, а что-то нет. Прежде всего это касается сложности заданий. Приведу конкретные примеры (сформулировано по памяти, но суть, я думаю ясна):
1) ВПР по географии, 6 класс. Задание: определить природные зоны по двум картинкам. На первой изображена пустыня, на второй – лес с полем.
2) ВПР по биологии, 5 класс. Дано изображение листа и ниже примеры жилкования листа и его типа. Просто нужно соотнести.
3) ВПР по истории, 5 класс. Нужно соотнести событие (процесс, явление) с историей конкретного государства и составить рассказ по этому событию (процессу, явлению), привлекая исторические факты.
Ну, знатоки, скажите мне, что было проще? Уверен, что на вопросы по географии и биологии большинство ничего не гугля ответит, в отличие от истории. А ты потом сиди и пиши отчёт, почему историю написали хуже, чем другие предметы. Я уж не говорю о том, что в некоторых классах на ВПР просят указать части тела животных (хвост, уши и пр.) по картинке.
2. Материал в учебнике есть не весь. Где брать? (я нашел, где)
С проблемой того, что на ВПР попадаются темы, которых нет в учебнике сталкивался, конечно, каждый педагог. Выход простой: выдавать больше материала и просить его заучивать. Как иначе? Я ещё могу понять, когда нет каких-то терминов в учебнике и их определений; например, в нашем учебнике истории России за 6 класс (Андреев, Фёдоров) нет упоминания «греческого огня». Об этом и подобном могу и сам рассказать.
Огромное возмущение у меня вызвало содержание учебника обществознания (6 кл., Боголюбов) и то, что перечень тем на ВПР (смотрите иллюстрации).
Полез искать причины такого несоответствия. И кое-что нашёл! Как вы наверняка знаете, составляют КИМы по обществознанию для ВПР те же самые люди, что для ОГЭ и ЕГЭ. Поэтому единственный более-менее подходящий учебник у этих же авторов. Фамилии не называю специально, а то ещё подумаете, что реклама. Люди взрослые, гуглить умеете.
И вот тут возникает три вопроса:
1) Те, кто составляют КИМы и кодификаторы ВПР, вообще не берут в расчёт, что есть другие линейки учебников?
2) Это они так стремятся «пропихнуть» свои учебники?
3) Самый главный вопрос: куда смотрят контролирующие органы?
Ну а нам с вами остаётся только терпеть. Мы потерпим, а вот детей жалко.
3. ВПР проводятся тогда, когда ещё не все темы пройдены.
Большинство ВПР проводятся в апреле, когда ещё не все темы разобраны, а в кодификаторе они представлены. Например, несколько лет назад в ВПР по истории (5 класс) попадались задания по закату Римской империи, а мы по программе только начали её проходить. Сейчас вроде такого почти не бывает, но вопросы к организаторам остались.
4. А зачем это всё?
Этот вопрос точно волнует всех учителей и учеников. Я нашел для себя и своих подопечных только один плюс: подготовка к экзаменам. Всё-таки по структуре и формулировке заданий ВПР достаточно близки к ОГЭ. Постепенно, год за годом ученики учатся выполнять такие задания и правильно формулировать ответы.
Как я понимаю, для вышестоящих органов ВПР – это некий контроль качества образования. Может и есть в этом какой-то смысл, но зачем тогда проводятся НИКО (Национальное исследование качества образования)? Зачем школы проводят срезы знаний, развивающие сессии, а предметники – контрольные работы? Видимо нам не доверяют. Можно и с этим смириться, если бы все эти навязанные сверху процедуры и проверки не мешали учебному процессу.
Очень хотелось бы выслушать коллег по другим предметам и вообще всех, кто как-то знаком с ВПР. Пишите в комментариях и подписывайтесь на канал, обсудим ещё много нового и интересного.