Найти тему

ВПР: сколько можно это терпеть?

Как вы все, наверняка, знаете: ВПР – всероссийские проверочные работы; в законе «Об образовании» их нет, денег на них никто не выделяет, влиять они не на что не должны. В прошлом году была плановая проверка, проверяли в основном именно результаты ВПР, их анализ и всё такое прочее, ругали страшно (причем не зависимо от результатов). Как всегда, в общем.

Свои наблюдения и мысли по поводу ЕГЭ сформулирую по пунктам. Заранее извиняюсь, если кого-то чем-то обижу; высказывают своё субъективное мнение. Ну и поскольку я преподаю историю и обществознание, то больший акцент, конечно будет на них.

1. ВПР по истории, биологии и географии. Что сложнее?

Уверен, что большинство коллег, как и я помимо проверки ВПР были также и организаторами при их проведении. Не важно, какой предмет, всегда смотрю задания. Просто интересно, смогу ли я их выполнить, спустя столько лет обучения в школе. Сделал для себя несколько важных наблюдений, обсуждали это с коллегами, что-то смогли объяснить сами себе, а что-то нет. Прежде всего это касается сложности заданий. Приведу конкретные примеры (сформулировано по памяти, но суть, я думаю ясна):

1) ВПР по географии, 6 класс. Задание: определить природные зоны по двум картинкам. На первой изображена пустыня, на второй – лес с полем.

Примерно такое было задание по географии
Примерно такое было задание по географии

2) ВПР по биологии, 5 класс. Дано изображение листа и ниже примеры жилкования листа и его типа. Просто нужно соотнести.

Примерно такое было задание по биологии
Примерно такое было задание по биологии

3) ВПР по истории, 5 класс. Нужно соотнести событие (процесс, явление) с историей конкретного государства и составить рассказ по этому событию (процессу, явлению), привлекая исторические факты.

Примерно такое было задание по истории
Примерно такое было задание по истории

Ну, знатоки, скажите мне, что было проще? Уверен, что на вопросы по географии и биологии большинство ничего не гугля ответит, в отличие от истории. А ты потом сиди и пиши отчёт, почему историю написали хуже, чем другие предметы. Я уж не говорю о том, что в некоторых классах на ВПР просят указать части тела животных (хвост, уши и пр.) по картинке.

2. Материал в учебнике есть не весь. Где брать? (я нашел, где)

С проблемой того, что на ВПР попадаются темы, которых нет в учебнике сталкивался, конечно, каждый педагог. Выход простой: выдавать больше материала и просить его заучивать. Как иначе? Я ещё могу понять, когда нет каких-то терминов в учебнике и их определений; например, в нашем учебнике истории России за 6 класс (Андреев, Фёдоров) нет упоминания «греческого огня». Об этом и подобном могу и сам рассказать.

Огромное возмущение у меня вызвало содержание учебника обществознания (6 кл., Боголюбов) и то, что перечень тем на ВПР (смотрите иллюстрации).

Оглавление учебника "Обществознание". 6 кл. Боголюбов.
Оглавление учебника "Обществознание". 6 кл. Боголюбов.
Кодификатор ВПР по обществознанию (перечень тем). Ч. 1.
Кодификатор ВПР по обществознанию (перечень тем). Ч. 1.
Кодификатор ВПР по обществознанию (перечень тем). Ч. 2.
Кодификатор ВПР по обществознанию (перечень тем). Ч. 2.

Полез искать причины такого несоответствия. И кое-что нашёл! Как вы наверняка знаете, составляют КИМы по обществознанию для ВПР те же самые люди, что для ОГЭ и ЕГЭ. Поэтому единственный более-менее подходящий учебник у этих же авторов. Фамилии не называю специально, а то ещё подумаете, что реклама. Люди взрослые, гуглить умеете.

И вот тут возникает три вопроса:

1) Те, кто составляют КИМы и кодификаторы ВПР, вообще не берут в расчёт, что есть другие линейки учебников?

2) Это они так стремятся «пропихнуть» свои учебники?

3) Самый главный вопрос: куда смотрят контролирующие органы?

Ну а нам с вами остаётся только терпеть. Мы потерпим, а вот детей жалко.

3. ВПР проводятся тогда, когда ещё не все темы пройдены.

Большинство ВПР проводятся в апреле, когда ещё не все темы разобраны, а в кодификаторе они представлены. Например, несколько лет назад в ВПР по истории (5 класс) попадались задания по закату Римской империи, а мы по программе только начали её проходить. Сейчас вроде такого почти не бывает, но вопросы к организаторам остались.

4. А зачем это всё?

Этот вопрос точно волнует всех учителей и учеников. Я нашел для себя и своих подопечных только один плюс: подготовка к экзаменам. Всё-таки по структуре и формулировке заданий ВПР достаточно близки к ОГЭ. Постепенно, год за годом ученики учатся выполнять такие задания и правильно формулировать ответы.

Как я понимаю, для вышестоящих органов ВПР – это некий контроль качества образования. Может и есть в этом какой-то смысл, но зачем тогда проводятся НИКО (Национальное исследование качества образования)? Зачем школы проводят срезы знаний, развивающие сессии, а предметники – контрольные работы? Видимо нам не доверяют. Можно и с этим смириться, если бы все эти навязанные сверху процедуры и проверки не мешали учебному процессу.

Очень хотелось бы выслушать коллег по другим предметам и вообще всех, кто как-то знаком с ВПР. Пишите в комментариях и подписывайтесь на канал, обсудим ещё много нового и интересного.