Найти тему

Книги, которые переворачивают представление о нравственности и морали, напоминая, что человек важнее любой догмы

Увлечение буквой любых правил обычно ни к чему хорошему не приводит, а влечёт такие парадоксы как аморальная нравственность и безнравственная мораль. Это особенно хорошо видно на примерах следующих произведений.

1) «Тэсс из рода Д’Эрбервиллей» Томаса Гарди

Начну без интриг с самого яркого примера:) Беда Тэсс заключается в ее правдивости и честности. Она не умеет красиво лицемерить и в итоге сурово карается современным ей обществом.

Гарди разоблачает строгость и беспощадность «христианской» догмы. Когда законы, которые призваны охранять нравственность, сами выглядят аморальными, поскольку забывают о человеке и праве на ошибку. В итоге общество, которое так печётся о нравственности и чистоте девушек, вступающих в брак, толкает на совершение отчаянных поступков именно честных девушек.

Молодую девушку могут по неопытности обмануть или даже причинить насилие. Но суровость догмы не учитывает таких случаев, и ее же заклеймят самыми последними словами и возложат ответственность за случившееся, оставив без поддержки. Ещё отвернутся от незаконного рождённого безвинного ребёнка. При этом насильник будет по-прежнему молодцом и красавчиком.

2) «Анна Каренина» Л.Н.Толстого

-2

«Анна Каренина» очень убедительно показывает безнравственность запрета на развод. Строгие, невыполнимые требования приводят не к укреплению нравственности, а к лицемерию, когда всем все равно, с кем изменяют супруги, лишь бы нормы приличия были соблюдены. Анна Каренина была осуждена Светом не за заурядную измену, а за то, что она не хотела обманывать и продолжать жить с мужем, который ей уже по сути таковым не являлся. То есть она была осуждена за то, что открыта стала жить с Вронский. И всей бы трагедии не произошло, если бы Каренин ей дал развод.

3) «Сага о Форсайтах» Дж. Голсуорси

-3

Возможно это удивительно, но «Сага о Форсайтах» заставила меня признать, что добрачные связи это честнее, чем их запрет. Они дают возможность узнать все стороны совместимости с будущим мужем. Младший Джолион Форсайт обьясняет это следующим образом на примере Сомса и Ирен.

"... в те дни, да и по сей день... большинство девушек выходит замуж, ничего не зная о половой стороне жизни... Очень часто ... девушка, вступая в брак, не знает и не может знать наверное, любит ли она своего будущего мужа, или нет; не знает, пока ей этого не раскроет то физическое сближение, которое составляет реальную сущность брака.”

4) «Пармская обитель» Стендаля

-4

Очень показательны представления о нормах приличия Пармского двора. Неприлично привести в общество вдову, с которой находишься в любовных связях. Ни-ни. Сначала обвенчай ее с фиктивным мужем, а потом уже как законную супругу почтенного мужа и свою любимую любовницу вводи в общество.

Как это ни странно, но современное «падение нравов» мне видится более честным, чем приведённые выше примеры лицемерного приличия.

Что думаете?)

См. еще #мякиш_подборки #мякиш_обсуждалки

Если понравилась публикация, приглашаю поставить лайк и подписаться на канал❤️

#книги #чтение #семейные отношения #литература #культура #любовь и отношения