Всех завораживают скандинавские легенды с ледяными великанами и жестокими богами, кидает в страх от традиций Африки с их темным и таинственным Вуду или тянет к красочной и загадочной культуре Индии. Но могу поспорить, что наши языческие корни удивят не меньше.
Ни для кого не секрет, что до крещения наши предки молились целому пантеону различных божеств. В современности сложилось мнение, что язычники был дикарями с кровавыми обрядами и ритуалами, хотя в основу славянского язычества легли вера в одушевленность природы, культ предков и вера в сверхъестественное с его возможным влиянием на жизнь человека. Также, была развита и мифология с легендами и рассказами. К сожалению, сейчас наше прошлое собирают по очень маленьким и редким крупицам, которые едва ли складываются в полноценную картину. Одним из немногих признанных общеславянских божеств есть Перун – бог грома и молнии. Упоминания про Перуна в большинстве дошли до нас от восточных славян. У них же он приобрел еще черты бога-покровителя дружины. Не сложно заметить общие черты со скандинавским Тором или древнегреческим Зевсом. По данным археологов и ученых у язычников существовали скульптуры своих божеств – идолы. Их могли делать как из дерева, так и из камня. У наших восточных предков идолы отличались простотой и грубостью исполнения, в то же время у их западных собратьев скульптуры были более искусными и сложными по структуре. Самой отличительной чертой их идолов была поликефалия, то есть многоголовость. Предки поклонялись этим идолам в открытых храмах – капищах. Чаще всего в роли святилища выступал лес. Славяне были вообще очень привязаны к лесу, относились у нему с трепетом и уважением. Помимо идолов язычники поклонялись и огромным камням – волунам, что они скорее всего переняли у финно-угорских братьев.
Рассмотрим теперь славянский эпос и мифологию. В центре мироздания стоит Мировое древо (опять же прослеживается явная связь со скандинавским эпосом), называлось оно Вырий. С помощью него моделировали вертикальную структуру всего мира: небо, земля и преисподняя, а также, горизонтальную структуру, которая состояла из сторон света, которые в свою очередь символизировали четыре ветра. Сам мир описывался простыми противопоставлениями (добрый-злой, близко-далеко, холодно-жарко и тд.), которыми можно было представить временные, пространственные, социальные и другие его характеристики. В высшем уровне славянской мифологии фригурируют уже упомянутый Перун, Велес – антагонист бога-громовержца и Сварог – бог-кузнец, хозяин огня. К более низкому кругу божеств фигурируют боги, которые связаны с хозяйством, сезонными циклами или боги локальных культов и общин. Всем нам знакомы персонажи круга низшей мифологии: Баба-яга, Кощей, Чудо-юдо, Змей Горыныч и остальные. Сюда так же причисляют и такую нечисть как: домовые, лешие, водяные, кикиморы, ночницы, мары, оборотни, вурдалаки, русалки, вилы, моры и всех их различные братья и сестры. Имея на данный момент только малую часть информации о традициях наших предков, можно встретить и фальсификации. Начиная с причисления в ряд славянского язычества более поздних фольклорных персонажей (Купала, Ярило или Коляда) и доходя до откровенных выдумок, например, как «Велесова книга» с ее начисто выдуманной мифологией и культами.
Можно с уверенностью сказать, что наш эпос с мифологией не уступают другим в колорите, загадочности и увлекательности. Единственная проблема только в том, что его почти не продвигают в современную поп-культуру, больше заглядываясь на традиции других стран. Но каждый может помочь немного раскрыть этот удивительный мир для остальных, просто самому ознакомившись ближе с ним.