Найти в Дзене

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВ, ЯВЛЯЮЩИХСЯ ЧЛЕНАМИ НЕФОРМАЛЬНЫХ ГРУПП

Аннотация: в статье исследуются особенности психологии подростков, состоящих в неформальных группах. Дается общая характеристика неформальных молодежных группировок. Предлагаются методы исследования, а также рекомендации педагогам по работе с подростками – неформалами. Ключевые слова: неформальные группы молодежи, подростки, психологические особенности, неформалы, индивидуальный подход, методы исследования. Неформальная группа - социально-психологическое явление, представляющее собой попытку адаптации молодых людей к тем проблемам, с которыми они сталкиваются в подростковом и юношеском возрастах, в течение того периода, когда они постепенно входят в самостоятельную жизнь в современных конкретно-исторических условиях (По Л.А.Радзиховскому). Основные признаки неформальных групп это: отсутствие социального статуса, программы деятельности; наличие слабых внутренних связей; сложность выделения лидера. Неформальная группа имеет свою структуру, которая закрепляет роли ее членов и характер вза

Аннотация: в статье исследуются особенности психологии подростков, состоящих в неформальных группах. Дается общая характеристика неформальных молодежных группировок. Предлагаются методы исследования, а также рекомендации педагогам по работе с подростками – неформалами.

Ключевые слова: неформальные группы молодежи, подростки, психологические особенности, неформалы, индивидуальный подход, методы исследования.

Неформальная группа - социально-психологическое явление, представляющее собой попытку адаптации молодых людей к тем проблемам, с которыми они сталкиваются в подростковом и юношеском возрастах, в течение того периода, когда они постепенно входят в самостоятельную жизнь в современных конкретно-исторических условиях (По Л.А.Радзиховскому).

Основные признаки неформальных групп это: отсутствие социального статуса, программы деятельности; наличие слабых внутренних связей; сложность выделения лидера. Неформальная группа имеет свою структуру, которая закрепляет роли ее членов и характер взаимоотношений между ними. Внутренняя психологическая структура группы проявляется тем отчётливее, чем выше уровень развития неформальной группировки. Причинами, по которым подростки вступают в неформальные молодежные группы, являются: протест обществу; непонимание со стороны родных и близких; проблемы в школе; желание выделиться из толпы и привлечь к себе внимание окружающих; отсутствие жизненной цели; стремление самоутвердиться; возрастные увлечения.

Отечественные социологи выделяли 3 основные неформальные молодежные группы: асоциальные, антисоциальные, просоциальные. В данной типологии внимание акцентируется на взаимосвязях подростковых групп, а также общества в целом.

1.Асоциальные – это группы молодежи, не представляющие угрозу для общества и стоящие в стороне от проблем социума. Примером являются реперы, готы, рокеры;

2.Антисоциальные – группы с хорошо выраженным агрессивным характером. Они стремятся к самоутверждению за счет других людей, не признают нравственные нормы. Ярким примером служат скинхеды;

3.Просоциальные или, по-другому, социально-положительные. Эти группы полезны для общества, так как они решают общественные проблемы, носящие культурно-защитный характер. Например, Зеленые (защищают памятники, архитектуру, занимаются реставрацией храмов, решением экологических проблем).

Психология неформальности включает в себя множество компонентов. Одно из них основывается на стремлении быть самим собой. В этом возрасте подросток только пытается найти самого себя, свое «Я», понять, кем он является на самом деле. Он озабочен поиском чего-то необычного, который вызван желанием найти свое предназначение в жизни.

Зарождение и подражание – это второй компонент психологии неформальности. Подросток начинает подрожать, при этом он даже не замечает, что это постепенно становится для него обыкновенным делом.

Еще одно слагаемое психологии неформальности – это стадный инстинкт. И пусть желание выделиться, обрести самостоятельность и независимость носит индивидуальный характер – выделиться в одиночку бывает достаточно непросто, а сделать это в куче – намного проще. Зарождение и подражание наслаивается на стремление индивидуальности выделиться, а это приводит к искажению цели, ради достижения которой подросток и готов предпринимать какие-либо неформальные действия. В итоге, все это приводит не к выделению, а растворению подростка в толпе себе подобных.

Ещё одна особенность психологии неформальности – наличие оппонентов, недоброжелателей, конкурентов и даже врагов. Ими могут быть кто угодно: подростки из соседнего двора, взрослые, любители другой музыки и т.д. Поддержание образа врага является одним из условий существования таких групп и объединений.

Еще одной особенностью является завышения притязания. Под ним понимается то самое «потребительство», в котором так часто обвиняют молодежь.

Для исследования неформальных групп молодежи используют различные методы и методики. Например, существует многофакторный личностный опросник «16PF» (Sixteen Personaflity Factor Questionnaire, 16PF) Р. Б. Кэттелла. Данная методика позволяет оценить индивидуально – психологические особенности личности. Отличительная особенность этого опросника – направленность на выявление относительно независимых 16 первичных черт личности.

Также существует тест Куна – Макпартленда «Кто Я» (Модификация Т.В. Румянцевой). Данный тест используется для того, чтобы изучить содержательные характеристики идентичности личности. Вопрос «Кто Я?» непосредственно связан с тем, как человек воспринимает сам себя, свой образ «Я». Эта методика позволяет охватить все сферы представлений человека о своей личности.

Еще одна методика – это «Исследование восприятия индивидом группы». Автор методики — Е. В. Залюбовская. Предназначена для выявления 3 возможных типов восприятия индивидом группы:

1.для индивида группа не представляет никакой ценности;

2.индивид рассматривает группу в качестве средства, которое способствует достижению каких-либо индивидуальных целей. В этом случае индивид воспринимает и оценивает группу для себя полезной;

3.индивид считает, что группа – это самостоятельная ценность. Анкета включает в себя 14 пунктов, которые содержат 3 альтернативных выбора. В каждом пункте альтернативы расположены случайно. Каждая альтернатива соответствует определенному типу восприятия группы индивидом.

Подростки, являющиеся участниками неформальных групп, - в настоящее время довольно распространенное явление в школе. А потому перед учителями часто встает такой вопрос: «Какое к ним должно быть отношение?».

Считается, что наибольший эффект принесет совместная работа специалиста, педагога и родителей.

Стратегия основана на том, чтобы взрослые (как родители, так и педагоги) проявляли искренний, неподдельный интерес касаемо того, чем живет и дышит подросток, как строится общение в той или иной группе, ради чего он вступает в такие группировки. Отсутствие осуждения и критики со стороны взрослых делает подростков в общении более открытыми. Главной задачей педагога в данной ситуации является нахождение общего языка с подростком. Ведь если он сможет это сделать, то в дальнейшем учитель будет иметь возможность найти наиболее положительные стороны ребенка – неформала и привлечь его к участию в организованной деятельности.

Достаточно подробно о требованиях, касающихся психологических исследований подростков – неформалов, говорят Д. И. Фельдштейн и Л. А. Радзиховский. В частности, они указывают учителю на необходимость развития умения поставить себя на место ученика – неформала. По их мнению, педагог должен научиться вести диалог с таким подростком на равных, и только в таком случае он сможет успешно добиться взаимопонимания с ним.

Конечно, в некоторых случаях необходимо применять запрет. Это касается пропаганды наркомании, насилия, пьянства, жестокости, порнографии, а в особенности неофашизма. Если деятельность какой-либо неформальной группы начинает принимать противоправный характер, то в таком случае необходимо вовремя отреагировать и принять соответствующие меры.