Туризм в Дагестане только начал развиваться, нет типичных туристических будок в городах, стоимость входа на туристические объекты минимальны. Например, вход на бархан Сарыкум стоит чуть больше 100 рублей, а на Сулакский каньон вход вообще бесплатный. Разве сравнится с нашим Сочи, где за все берутся деньги? Для туристов это приятно.
В каньоне, протяженностью 53 км, можно было бы построить массу развлекательных мест от прыжков бейсджампинга и скоростных троллей, до кемпингов и дорогих отелей. А пока всего этого нет. По дороге к Сулакскому каньону местные мальчишки-предприниматели всего лишь продают чабрец.
В Дагестане много затерянных в горах аулов. Говорят, что их больше 60. В настоящее время туристов водят только в Гамсутль, он более доступный. Но ведь есть жилые аулы, которых не видели туристы, высоко в горах. Там можно полностью прочувствовать атмосферу этих замечательных мест, насладиться сногшибательными видами и увидеть свои глазами как в наше компьютеризированное время люди еще живут в горах, дышат свежим воздухом, едят простую пищу и обходятся без телефонов.
Гамсутль в настоящее время весьма «потрёпан» туристами. Стены комнаты, где жил последний житель Гамсутля в 2015 году полностью уничтожены надписями вандалов. А ведь как было бы здорово видеть всё нетронутым, всё как было раньше. Низкая культура у туристов, приехал, нагадил и уехал.
Говорят, что растащили все книги. Сейчас в комнате последнего жителя только голые серые стены, кровать с металлической сеткой и все.... Когда я заглянула туда, то удивилась, увидев на сетке кровати туристические принадлежности: спальник, пенку. Видимо какой-то турист ночевал там, и местные не выгоняют постояльцев. А надо бы… Жаль видеть разорённым это жилище.
В Дагестане много водохранилищ. Печальную историю имеет Ирганайское водохранилище. Эта история поразила меня до глубины души. Оказывается, ещё в 2008 году этого водохранилища не было. И на месте него располагались сёла Ирганай, частично Зирани и Майданское. Постройка водохранилища была затянувшимся долгостроем, начавшимся аж в 1977. Земли были плодородными, много садов с абрикосами, на консервном заводе работали сотни людей. Для переселения людей должны были подготовить 67 гектаров земли, а на деле подготовили в двое меньше.
Людям обещали выделить земли и обеспечить жильём, но по факту многие до сих пор ничего не получили… Самое поразительное, в 2008 при запуске водохранилища уровень затопления воды превысил на 12 метров. Т. е. были люди, а это целых 50 домов, которые не предполагали, что их жилищные участки будут затоплены. Людей заверяли, что вода не превысит 535 метров над уровнем моря, а затопили 547 метров…
Печальная действительность. Очень жаль, что такое беззаконие случается. Будем надеяться и верить, что этим людям все-таки помогут.
Про еду
Цены в кафе и столовых приятно удивили. Порции большие, приготовленные из натуральных продуктов, чаще всего их можно делить полам. Очень понравился сыр. Много интересных национальных блюд. При посещении Сулакского каньона мы с подругой не пошли обедать с группой в неприметную кафешку, а выбрали очень симпатичную, с потрясающим видом на каньон. Обед на двоих с подругой нам обошелся в 450 р. Мы заказали порцию хинкал и компот из кураги, все очень вкусно, ну а вид просто божественный.
Домой из поездки я привезла колбасу из конины и урбеч. Колбаса понравилась всем членам моей семьи, съели за считанные минуты. А стоимость ее была порядка 220 рублей за 350 гр., в Воронеже такую не купишь. Урбеч не очень пришелся по вкусу моим. Смешав сливочное масло и мед, мы получили пастообразную массу, очень похожую на шоколадную. Но сама буду употреблять его в чистом виде, очень полезен он для организма. Изготавливают его из разных сортов семян льна, перетирая в каменных жерновах, содержит внушительное количество полезных веществ в своём составе: омега-3 кислоты, аскорбиновая кислота, йод, цинк, калий, фосфор.
Про одежду и туристов, обычаи
Местные туристов не жалуют, считают, что они приносят в город лишь разврат. Радуются туристам только те, кто на них зарабатывает. Махачкала — многонациональный город. Но большинство женщин носят длинную закрытую одежду. По этому поводу у меня возникло ряд положительных мыслей. Закрытая одежда хорошо защищает от солнца, а солнца в Дагестане очень много. Часто температура летом в Махачкале выше 30 градусов. Таким образом, дагестанские женщины защищают себя от преждевременного старения и остаются закрытыми от посторонних взглядов, только для семьи и мужа. Этого очень не хватает нам. У нас же всё напоказ.
В Воронеже редко каких девушек летом можно встретить в длинном. И рукава открытые и декольте, и ноги. И самое главное, на мой взгляд, у нас особенно никто ни на кого не смотрит. В Дагестане, все по-другому. Даже простое платье выше колен и рукав три четверти — уже привлекательная эротика, притягивающая мужские взгляды. Поэтому отправляясь в путешествие в Дагестан, девушкам нужно тщательно отбирать одежду, в какой собираетесь там находиться. Длинное платье или юбка, закрытые руки и платок. Меня не пустили в мечеть в платье чуть выше колена и рукавом, открывающим локоть. Поэтому пришлось взять в храме, хотелось посмотреть мечеть внутри.
Мне нравится то, что в Дагестане есть традиции. Хорошие традиции – уважение старших. Если приходит в комнату отец — сыновья встают. А маленькие дети, видя это, то же будут так делать. Традиции – это основа спокойной и правильной жизни. Этого нам, русским, очень не хватает. Видя такое, хочется своих двух детей отправить в Дагестан на воспитание на некоторое время.
Дома мусульман легко отличить от русских. У них нет окон, выходящих во двор. У нас же – много окон и в основном все на улицу. Вся личная жизнь их скрыта, за забором, внутри дома и семьи. В семье друг друга учат, любят, почитают. А это ведь и правильно. Зачем хвастаться?
Эта поездка была для меня познавательной и интересной, загадала осенью снова туда съездить, очень понравилось!!! Совершенно другой мир, с другой природой, другими традициями. Поэтому скажу, до новой встречи, Дагестан!