Продолжение прошлой статьи.
4. Чтение
Чтение книг – это как перенятие опыта, а иногда и целой жизни реальных или вымышленных людей. Часто в книгах есть какой-то экшн, контрастные моменты, и читая их вы как бы готовите себя к нестандартным ситуациям.
В среднем один американец за год читает 4 книги, при этом типичный выпускник ВУЗа из США читает уже 17 книг, а у последних даже IQ статистически выше. С другой стороны, в современном мире, многие читают статьи, смотрят научные сюжеты, подкасты или качественные фильмы. И может быть, если ты не прочел ни одной 17 книги, но прочел сотни развернутых полезных статей и многое применял в жизни, практиковался – это так же полезно.
Именно поэтому важно правильное, осознанное чтение. Книги более желательны.
Они меняют архитектуру мозга. Сильнейшие отличия между любителями книг и обычными людьми есть в височной коре и центральной борозде. Эти области связаны с языком и ощущениями. Изменения возникают почти сразу! Вам будет проще оперировать словами и максимально точно описывать все, что вы думаете. На заметку тем, кто, как говорится, «двух слов связать не может».
Есть доказательства и в продолжительности жизни, и в увеличении доходов у чтецов. У кого проблемы с высказыванием мыслей – читайте! Вот другой рисунок: дети, которые читают, по словарному запасу идентичны не читающим подросткам на 5-6 лет старше.
Конкретнее.
Инвестируй, вкладывай 30 мин в день на чтение, несколько раз в неделю. 15 мин утром и 15 вечером. Либо если тратишь много времени на транспорт – слушай аудиокниги. Пусть не всегда у тебя будет время читать! Пусть не понравится начало какой-то книги! Даже один такой «книжный подход» уже сделает тебя лучше!
Если не нравится конкретное произведение – переходи к следующему, не надо мучить себя. Сознательная жизнь ограничена несколькими десятками лет, а хороших книг так много! Как только поймёшь, что тебе нравится работа какого-то автора – замедляй скорость чтения. Не спеши съесть книгу, загружай опыт и идеи. Думай, как их использовать в жизни, как сделать себя лучше.
5. Музыкальный инструмент
Один из сильнейших способов переформатирования мозга.
Происходят изменения как в структуре, так и в функционировании. Минимальный риск слабоумия в старости и лучше долговременная память.
Но как можно говорить о музыке и игре на музыкальном инструменте только в контексте «улучшения памяти»? Все становится по-другому! Нехило развивается творчество и воображение! Вполне вероятно, вы начнете замечать, что решаете старые вопросы и задачи каким-то новым способом, даже будет желание трансформировать и созидать. Ведь музыка – это способ экспрессии и запечатления эмоций и переживаний, это как фотография определенного набора чувств в отрезке времени, выраженная в звуках.
Авторы исследований часто ссылаются на перелинковку, синхронизацию работы органов чувств: «видеть», слышать, ощущать музыку. Наряду с работой мелкой моторики рук, вы как бы учитесь погружаться в это состояние. А если еще и добавить движения телом и пение, то получится «супер-метод» прокачки интеллекта, по крайней мере креативных его оттенков или в данном случае – отзвуков.
Эта практика не сделает тебя человеком, который напишет о стране желтых подводных лодок или о так необходимому каждому, в определённые моменты жизни, – ветру перемен. А может и сделает! Смысл этой практики не в стремлении стать музыкальным гением, а в развитии и улучшение своей жизни, своего мышления и своего мировоззрения. Если вы считаете, что все преувеличено, то как вам такой факт, что у музыкантов мозолистое тело (оно связывает полушария мозга) больше, чем у «не музыкантов».
Понимаете, в чем дело, это же как ЛСД или Грибы, только синхронизация мозга не на 10 часов с риском угодить в психушку, а на долгий период и не в сумасшедших масштабах. Человек, который хоть раз играл на бас-гитаре в гараже с друзьями, мечтая быть похожим на Блинков или Марсов, вероятно будет разностороннее и интереснее человека, который никак не воспринимает музыку.
От себя могу добавить, что вы начинаете везде слышать ритм, музыку. В шуме поезда вы поймете какой звук можно добавить, чтобы получилась мелодия. В разговоре с человеком услышите его тембр, сможете подстроиться и лучше наладить контакт. Бывали даже моменты, когда текста хотелось писать более поэтично, исключая слова с буквой 21 «р», добавляя больше мягких «м» и «н». Субъективно, даже «в разговоре, речь развивалась красивее», «в диалогах вы тоньше чувствуете взаимосвязь».
Конкретнее
Находите на сайте объявлений или в музыкальном магазине то, что нравится. У меня это классическая гитара. Можно найти и за 10$, можно и за 10000$. Настраиваете все (есть даже приложения) и вбиваете на ютубе «как играть любимый трек на инструмент».
Все! Конкретно с гитарой, через несколько дней, всего за 20-30 мин в день, появится уже заметный прогресс! И готовься к мозолям на пальцах) Если прям не хочется играть, попробуй скачать прогу для написания музыки, хотя тут нет такого синхрона, но это лучше, чем ничего. Это сделает тебя если не умнее, то точно интереснее как личность.
Немного про танцы.
В подкасте с Вячеславом Дубыниным (доктор биологических наук, МГУ) однажды услышал упоминание, что примерно 2/3 нашего мозга – это не про «думать», а про «делать», что большая часть мозга обслуживает двигательную активность в той или иной форме. Там же прозвучало высказывание, что если человек учится каким-то странным движениям, задействующим все тело, да еще и в определенные ритмы, то его 22 мозг функционирует намного лучше, чем тот, кто просто решает кроссворды. По сути, речь идет про танцы!
В таблице расписаны различные виды интеллектуальной активности и частоты, сверху вниз: настольные игры, чтение, игра на музыкальном инструменте, кроссворды, написание чего-либо, групповые дискуссии. Физической активности и частоты: танцы, работа по дому, прогулки, хождение по лестнице, езда на велосипеде, плавание, групповые игры, групповые упражнения и присмотр за детьми (да, это тоже как тренировка). Участниками были пожилые люди.
Оказалось, что среди всего перечисленного – именно танцы были меньше всего связаны с когнитивными нарушениями. Хороший эффект был в том числе при игре на музыкальных инструментах. Что лично меня удивило, что велосипеды с лестницей обратно коррелировали с частотой, то есть лучше реже, чем чаще. Возможно, конкретно тут сработал случайный фактор, который не учли в исследовании. Обычно ЛЮБАЯ РАЗУМНАЯ физическая или интеллектуальная активность почти в 100% публикаций лучше, чем отсутствие любой активности вне зависимости от объекта сравнения, будь то интеллектуальные способности, здоровье сердечно-сосудистой системы или простого человеческого счастья.
Длительное обучение танцам меняет структуру белого и серого вещества в мозге что будет создавать новые образы мышления, новые ассоциации и как следствие – новую версию «Я».
Второй плюс танцев – это весело, как минимум не уснешь со скуки!) И, как всегда, уточнение, что речь не про профессиональный уровень и борьбу за первые места на соревнованиях, а про 1-3 раза в неделю на 1-1,5 часа в приятной группе.
Слово «Весело» в нейробиологии звучит скорее, как: «Возросшая активность черной субстанции, префронтальной коры, передней поясной извилины + Больше Дофамина, Серотонина, Норадреналина...». И действительно, танцы сейчас даже рассматривают в качестве профилактики Болезни Паркинсона (как раз недостаток дофамина).
Кратко: Занятия танцами сделают твою жизнь лучше, а не только координацию движений. Если же это парные танцы, то изменения будут проходить еще и в «социальных» областях мозга.