Найти в Дзене

От иллюзии свободы выбора к реальному выбору

по мотивам картины Кандинского "Композиция 7"
по мотивам картины Кандинского "Композиция 7"

У меня было обострение отношений с близкими людьми. В течение месяца или двух были накоплены гнев, обида. Для меня проявлять себя, заявлять о себе, о своем интересе связано с мыслью: «Я плохая.» Понятие «хорошая» включает в себя отсутствие своего мнения, полностью подстроиться под другого человека, угождение, улыбка: надо нести хороший образ. Эта часть уже такого огромного накала достигла, что я вдруг увидела, что не могу продолжать. Идёт огромное насилие не только над собой, но и над другими. Я поняла, что надо делать выбор, но боюсь страданий от вины перед близкими.

— Отлично. Давай разберемся, являлось ли то, что ты нам сейчас рассказываешь, выбором или это только изменение? Разберемся, что такое изменение на твоем примере. Ты заявила, что не можешь больше терпеть, что тебя всё уже достало, что ты не можешь улыбаться, когда не хочется, понимать чужие чувства, когда на них уже наплевать, делать то, чего уже не хочется. То есть ты нажимаешь на горло этой своей части и говоришь: «Пошли все подальше!» Какие последствия этого? Тебе кажется, что ты можешь вздохнуть, что ты можешь выразить свои желания. Но при этом посмотри на лица этих людей: они недоумевают, это в лучшем случае, или они начинают чувствовать вину или осуждать тебя и тогда вину чувствуешь ты.

Этот процесс является процессом продолжения борьбы, но нужным процессом, ибо тебе нужно сознательно пережить другую сторону. Но это еще не конечный пункт. Это женский путь выживания, потому что именно женщина ориентируется на другого человека, она как бы живет его жизнью. Здесь есть большой кайф. Чего на самом деле ждет женщина? Она хочет встретить мужчину, с которым будет как за каменной стеной, то есть она может в нём раствориться. А что значит раствориться? Это значит, что этот человек будет полностью о ней заботиться. Вот она хочет кофе в постель — на тебе кофе, хочет шубу — на шубу, ее кто-то обидел — защитили и так далее. В этом же большой кайф.

И если в своей программе выживания ты получила такой способ выживания как основной, то ты и будешь это искать. Но, в конечном счете, ты столкнешься с тем, что этот человек, которого ты выбрала, чтобы быть за ним как за каменной стеной, создал тебе тюрьму. И за этой каменной стеной ты и ходишь в этом самом маленьком помещении этой тюрьмы. И тогда ты говоришь: «Да не хочу я этого!» и пытаешься выбраться из этого, выпрыгнув в окно. И выпрыгнув в окно, кричишь: «Теперь-то я свободна!» Но так ли это? Теперь тебе надо стать самой собой, которая захочет кофе в постель — так пойди да приготовь его. Хочешь шубу — так пойди и заработай. На тебя кто-то напал — так защитись сама. Это совсем другое. Но это также важная сторона. Ты выживаешь за счет самой себя или ты выживаешь за счет кого-то — то и другое есть ты. Обе эти стороны важны. Весь вопрос заключается только в твоем выборе.

И если говорить о тебе, то можно сказать, что у тебя, в лучшем случае, есть изменение, но никак не выбор. А вот когда ты освоишь эту дуальность, то есть поймешь и примешь обе стороны, то поймешь необходимость и важность каждой из этих сторон, вот тогда у тебя появится выбор. Ведь очень здорово, когда тебе приносят кофе в постель, когда тебе говорят: «Я люблю тебя». Очень же хорошо?

Очень хорошо. Не надо самой ни о чём думать.

— Совершенно верно. Но также хорошо, когда вы сами знаете, что если вам понадобится кофе, то вы его сами сделаете. И это хорошо. Вы посмотрите, как борются две эти противоположные стороны, как переход от одной к другой идет через то, что вы ставите ногу на горло противоположной стороне. Вот как вы получаете энергию для этого мощного рывка в противоположную сторону, или для изменения. Но это необходимая часть пути и этого процесса. В нашей работе это часто встречаемые вещи. Прежде чем подойти к трансформации, надо проделать массу шагов, одним из которых, и самым мощным, является изменение. Но дальше уже будет возникать возможность выбора.

Сейчас я говорю об иллюзии выбора и о действительно реальном выборе. То, о чём мы сейчас говорили, — это изменение, но не выбор. Это познание противоположностей. Это необходимая часть нашего процесса, но это еще не выбор. Выбор возникнет только тогда, когда вы поймете и прекратите борьбу между двумя сторонами этой дуальности. В твоем конкретном случае это что? Какую борьбу надо прекратить? Где две стороны? Когда возникнет выбор? Когда ты сможешь по своему желанию выбрать то, что тебе надо?

Оценка ситуации с учетом мнения окружающих и учета своего внутреннего состояния. Когда я смогу опираться и на то, и на другое, учитывать и свое мнение, и мнение другого человека. Делать выбор, видя свою правду, и правду другого человека.

— Совершенно верно. Ведь иногда хорошо, когда тобой управляют, а иногда хорошо, когда ты управляешь. Ведь управляющий и управляемый не обязательно насилуют друг друга. Здесь всё зависит от степени накала, от степени освоенности тобой этой дуальности. И вот смотри, тебе и то, и другое одинаково хорошо. Когда вы придете к состоянию Целостности, то вам будет хорошо. Почему? Потому что вы выбираете одну сторону — она вам хороша, выбираете другую сторону — и она вам хороша. А выбираете вы исходя из того, что же вы сейчас предпочитаете. Если вы встречаете человека и говорите: «Я хочу быть с этим человеком. Хочу чувствовать его, хочу переживать его состояния. Я это выбираю». С другим человеком вы можете выбрать иное. Но тогда вы выбираете. А так вас выбирает это. Вот разница между сном и пробуждением.

заявку для участия можно прислать на contact@pint.ru
заявку для участия можно прислать на contact@pint.ru