Для знакомства со следующей рязанской усадьбой мы направляемся в Рыбновский район, в населенный пункт Дивово (Нагорное Городище, Городище), расположенный в 34 км от областного центра и в 4,5 км от трассы М5 (съезд либо на 161 км, в населенном пункте Срезнево, либо на 163-м км).
Конечная точка нашего маршрута находится на окраине поселка. Здесь в стороне от всех дорог, в глубине некогда великолепного парка (сегодня это просто густые заросли кустарника чередующиеся с разнообразными деревьями), в месте с координатами 54.792049, 39.433894, и располагался в былые годы центр старинного имения дворян Дивовых, история которого берет свое начало со второй половины XVIII века. Именно тогда действительный тайный советник, президент юстиц-коллегии и сенатор Иван Иванович Дивов и получил в собственность местные земли, где и стал обустраивать одну из своих усадеб.
После 1773 г. имение в Нагорном Городище (оно из старинных названий современного поселка) перешло по наследству старшему сыну И.И. - Адриану Ивановичу, который также, как и его отец достиг достаточно высоких чинов и званий (тайный советник, сенатор). Правда, судьба наследника было не столь безоблачной. В 1783 г. он женился на графине Елизавете Петровне Бутурлиной (фрейлина Екатерины II, племянница ее подруги Воронцовой-Дашковой), которой известный тенор Мандини дал такое определение: "Sempre pazza" (всегда сумасшедшая). Будучи натурой увлекающейся, легких нравов и склонной к авантюризму, Елизавета Петровна быстро взяла мужа в оборот и вскоре семейная пара (наряду с другими "сотоварищами") попала в немилость к императрице за "составление сатиры с карикатурами на многих придворных (в том числе и на Екатерину II). За такие художества "молодожены" были удалены из столицы (их сослали в Москву). Потом на протяжении многих лет они пребывали за границей (Стокгольм, Париж), где тоже неоднократно становились главными действующими лицами различных скандалов. В начале 1812 г. Дивовы вернулись в Москву, а перед сдачей города французам они бежали в Нижний Новгород, где Елизавета Петровна заболела и уже по-настоящему впала в умопомешательство. В 1813 г. она скончалась. Ее муж (А.И. Дивов) пережил ее только на один год
и в 1814 г. имение под Рязанью (которым предыдущие Дивовы фактические не занимались) унаследовал их младший сын - Николай Адрианович (генерал-майор, участник Бородинского сражения). Надо сказать, что несмотря на то, что новый наследник достиг определенных успехов по служебной лестнице (занимал должность петербургского вице-губернатора и являлся шталмейстером двора великого князя Михаила Павловича), он, в 1830 г., был со скандалом уволен в отставку Николаем I (вместе со своим старшим братом Н.А. Дивов был уличен в создании масонской ложе "Трех добродетелей", где нашли себе "приют" многие декабристы). Именно Н.А., выйдя в отставку, начал серьезно заниматься обустройством своих многочисленных имений, разбросанных по многим губерниям России. Рязанской усадьбе повезло больше других - Н.А. Дивов удостоил ее статуса "любимой резиденции", что автоматически повлекло за собой большие финансовые вложения в дело реконструкции усадьбы.
На первом, начальном этапе "Городищенский дом состоял только из четырех комнат...". Однако, вскоре, после очередного возвращения из Европы, ситуация с усадебным домом начала резко меняться:
" вблизи к старому дому на не очень высокой горе строился каменный, изящный, но причудливой архитектуры двух-этажный с мезонином дом, представляющий смесь древнерусского стиля с швейцарским шале, и к одному углу дома примыкал высокий минарет, оканчивающийся мусульманскою полулуною, блестящею издалека...".
Такой поворот событий был связан с тем, что по ряду объективных причин (революционные процессы в ряде европейских стран) Дивову пришлось возвращаться в Россию окольными путями - через Константинополь. Архитектура этого города настолько поразила Николая Адриановича, что он по возвращению тут же озадачил губернского архитектора Н.И. Воронихина своими идеями по поводу нового усадебного дома и тому пришлось изрядно потрудиться, прежде, чем на свет появился проект, сочетающий в себе целый букет разнообразных стилей.
На завершающей стадии строительства особняка Н.А. Дивов, следуя моде того времени, переключился на коневодство, и, в скором времени вблизи усадебного дома уже располагались вместительные конюшни (конезавод) с дорогими племенными жеребцами.
В скором времени хозяйство Н.А. Дивова стало образцовым и к нему, в усадьбу, зачастило губернское начальство, которое восторгалось достигнутыми результатами.
В период правления Александра II (1855-1881 гг.) Н.А. Дивов снова вернулся на государственную службу, где сначала занимал должность главного квартирмейстера в Варшаве, а позднее вернулся к своему любимому занятию, получив высокую должность в ведомстве императорского коннозаводства. При этом, пока он был вдали от Городище, ему по хозяйству помогал его сын - Николай.
Тяжелые времена для хозяйства Дивовых настали в 1861 г. После отмены крепостного права многие помещичьи владения пришли в упадок. Однако, Н.А. Дивов сумел быстро перестроиться и на его конных заводах начали разводить коней-тяжеловозов (на них в то время был большой спрос). В это же время была выведена и эффективная местная порода крупного рогатого скота. Все эти новые проекты требовали финансовых вложений и Дивову пришлось "освободиться" от ряда своих угодий - они были проданы министру внутренних дел и народного просвещения графу Д.А. Толстому. Казалось бы, все налаживается, но смерть предприимчивого владельца рязанской усадьбы ставит жирный крест на всех его начинаниях: усадьба переходит в собственность его сына Николая, который большую часть времени проводит на службе в Петербурге и не имеет ни возможности, ни желания заниматься этим отцовским наследством. Рязанское хозяйство быстро приходит в упадок и вскоре усадьба оказывается в залоге. Выкупает ее уже упомянутый нами выше граф Д.А. Толстой, но и у того, ввиду его высокого служебного положения, руки до нее не доходят - Городище продолжает разрушаться. Спасает положение в конце XIX - начале XX вв. внучка граф Мариамна Сергеевна фон Толь, которой удается фактически полностью восстановить все дивовское хозяйство - к 1911 г. все сооружения усадьбы, возведенные при Н.А. Дивове, включая и усадебный дом-мечеть, и конюшни, и скотный двор, и др. помещения (со слов очевидцев) "сохранились до сего времени очень хорошо..."
Прошли годы...
И вот, мы, преодолев метров 400 по снежной целине
останавливаемся перед пригорком, на котором когда-то располагался чудо-дом Дивовых.
О шикарном (по тем меркам) особняке нам сегодня напоминают только руины одного из его фрагментов - минарета,
на вершине которого сохранилась "полулуна". Однако, она уже не блестит издалека...
Что же касается остальной части усадьбы,
то.... Впрочем, комментарии излишни...
Проход на минарет в настоящее время замурован, но, несмотря на это, многие "альпинисты"
пытаются покорить его полумесяц,
используя различные подручные средства и проемы в средней части сооружения.
У основания минарета имеется "напоминание" для любителей экстрима.
Впрочем, согласно одной из легенд, минарет в усадьбе появился потому, что Дивов привез из Константинополя пленницу-турчанку, в которую он был безумно влюблен. Та тосковала по родине, и чтобы хоть как-то скрасить ее жизнь помещик и построил это экзотическое (для данной местности) сооружение. Однако, это не спасло ситуацию и в один из дней наложница забралась на вершину минарета и сбросилась оттуда... Так что может быть венок как-то связан и с этой историей.
Если судьба усадебного дома Дивовых достаточно печальна, то его "конное производство" не только сохранилось до наших дней, но и преуспело за эти годы, превратившись в единственный в мире НИИ коневодства.
Источники информации:
1. Русские портреты XVIII и XIX столетий, 1906 г.
2. А.Б. Чижков, Е.А. Графова. Рязанские усадьбы. 2013 г.