Найти тему
ИНТЕРСЕТ

Дом-минарет. Усадьба Дивово Рязанская область

Для знакомства со следующей рязанской усадьбой мы направляемся в Рыбновский район, в населенный пункт Дивово (Нагорное Городище, Городище), расположенный в 34 км от областного центра и в 4,5 км от трассы М5 (съезд либо на 161 км, в населенном пункте Срезнево, либо на 163-м км).

Конечная точка нашего маршрута находится на окраине поселка. Здесь в стороне от всех дорог, в глубине некогда великолепного парка (сегодня это просто густые заросли кустарника чередующиеся с разнообразными деревьями), в месте с координатами 54.792049, 39.433894, и располагался в былые годы центр старинного имения дворян Дивовых, история которого берет свое начало со второй половины XVIII века. Именно тогда действительный тайный советник, президент юстиц-коллегии и сенатор Иван Иванович Дивов и получил в собственность местные земли, где и стал обустраивать одну из своих усадеб.

-2

После 1773 г. имение в Нагорном Городище (оно из старинных названий современного поселка) перешло по наследству старшему сыну И.И. - Адриану Ивановичу, который также, как и его отец достиг достаточно высоких чинов и званий (тайный советник, сенатор). Правда, судьба наследника было не столь безоблачной. В 1783 г. он женился на графине Елизавете Петровне Бутурлиной (фрейлина Екатерины II, племянница ее подруги Воронцовой-Дашковой), которой известный тенор Мандини дал такое определение: "Sempre pazza" (всегда сумасшедшая). Будучи натурой увлекающейся, легких нравов и склонной к авантюризму, Елизавета Петровна быстро взяла мужа в оборот и вскоре семейная пара (наряду с другими "сотоварищами") попала в немилость к императрице за "составление сатиры с карикатурами на многих придворных (в том числе и на Екатерину II). За такие художества "молодожены" были удалены из столицы (их сослали в Москву). Потом на протяжении многих лет они пребывали за границей (Стокгольм, Париж), где тоже неоднократно становились главными действующими лицами различных скандалов. В начале 1812 г. Дивовы вернулись в Москву, а перед сдачей города французам они бежали в Нижний Новгород, где Елизавета Петровна заболела и уже по-настоящему впала в умопомешательство. В 1813 г. она скончалась. Ее муж (А.И. Дивов) пережил ее только на один год

Портреты А.И. Дивова и Е.П. Дивовой (Бутурлиной). А. Графф
Портреты А.И. Дивова и Е.П. Дивовой (Бутурлиной). А. Графф

и в 1814 г. имение под Рязанью (которым предыдущие Дивовы фактические не занимались) унаследовал их младший сын - Николай Адрианович (генерал-майор, участник Бородинского сражения). Надо сказать, что несмотря на то, что новый наследник достиг определенных успехов по служебной лестнице (занимал должность петербургского вице-губернатора и являлся шталмейстером двора великого князя Михаила Павловича), он, в 1830 г., был со скандалом уволен в отставку Николаем I (вместе со своим старшим братом Н.А. Дивов был уличен в создании масонской ложе "Трех добродетелей", где нашли себе "приют" многие декабристы). Именно Н.А., выйдя в отставку, начал серьезно заниматься обустройством своих многочисленных имений, разбросанных по многим губерниям России. Рязанской усадьбе повезло больше других - Н.А. Дивов удостоил ее статуса "любимой резиденции", что автоматически повлекло за собой большие финансовые вложения в дело реконструкции усадьбы.

На первом, начальном этапе "Городищенский дом состоял только из четырех комнат...". Однако, вскоре, после очередного возвращения из Европы, ситуация с усадебным домом начала резко меняться:

" вблизи к старому дому на не очень высокой горе строился каменный, изящный, но причудливой архитектуры двух-этажный с мезонином дом, представляющий смесь древнерусского стиля с швейцарским шале, и к одному углу дома примыкал высокий минарет, оканчивающийся мусульманскою полулуною, блестящею издалека...".

Такой поворот событий был связан с тем, что по ряду объективных причин (революционные процессы в ряде европейских стран) Дивову пришлось возвращаться в Россию окольными путями - через Константинополь. Архитектура этого города настолько поразила Николая Адриановича, что он по возвращению тут же озадачил губернского архитектора Н.И. Воронихина своими идеями по поводу нового усадебного дома и тому пришлось изрядно потрудиться, прежде, чем на свет появился проект, сочетающий в себе целый букет разнообразных стилей.

На завершающей стадии строительства особняка Н.А. Дивов, следуя моде того времени, переключился на коневодство, и, в скором времени вблизи усадебного дома уже располагались вместительные конюшни (конезавод) с дорогими племенными жеребцами.

В скором времени хозяйство Н.А. Дивова стало образцовым и к нему, в усадьбу, зачастило губернское начальство, которое восторгалось достигнутыми результатами.

В период правления Александра II (1855-1881 гг.) Н.А. Дивов снова вернулся на государственную службу, где сначала занимал должность главного квартирмейстера в Варшаве, а позднее вернулся к своему любимому занятию, получив высокую должность в ведомстве императорского коннозаводства. При этом, пока он был вдали от Городище, ему по хозяйству помогал его сын - Николай.

Тяжелые времена для хозяйства Дивовых настали в 1861 г. После отмены крепостного права многие помещичьи владения пришли в упадок. Однако, Н.А. Дивов сумел быстро перестроиться и на его конных заводах начали разводить коней-тяжеловозов (на них в то время был большой спрос). В это же время была выведена и эффективная местная порода крупного рогатого скота. Все эти новые проекты требовали финансовых вложений и Дивову пришлось "освободиться" от ряда своих угодий - они были проданы министру внутренних дел и народного просвещения графу Д.А. Толстому. Казалось бы, все налаживается, но смерть предприимчивого владельца рязанской усадьбы ставит жирный крест на всех его начинаниях: усадьба переходит в собственность его сына Николая, который большую часть времени проводит на службе в Петербурге и не имеет ни возможности, ни желания заниматься этим отцовским наследством. Рязанское хозяйство быстро приходит в упадок и вскоре усадьба оказывается в залоге. Выкупает ее уже упомянутый нами выше граф Д.А. Толстой, но и у того, ввиду его высокого служебного положения, руки до нее не доходят - Городище продолжает разрушаться. Спасает положение в конце XIX - начале XX вв. внучка граф Мариамна Сергеевна фон Толь, которой удается фактически полностью восстановить все дивовское хозяйство - к 1911 г. все сооружения усадьбы, возведенные при Н.А. Дивове, включая и усадебный дом-мечеть, и конюшни, и скотный двор, и др. помещения (со слов очевидцев) "сохранились до сего времени очень хорошо..."

Прошли годы...

И вот, мы, преодолев метров 400 по снежной целине

Усадьба Дивово
Усадьба Дивово

останавливаемся перед пригорком, на котором когда-то располагался чудо-дом Дивовых.

Усадьба Дивово
Усадьба Дивово

О шикарном (по тем меркам) особняке нам сегодня напоминают только руины одного из его фрагментов - минарета,

Усадьба Дивово
Усадьба Дивово

на вершине которого сохранилась "полулуна". Однако, она уже не блестит издалека...

Усадьба Дивово
Усадьба Дивово

Что же касается остальной части усадьбы,

Усадьба Дивово
Усадьба Дивово

то.... Впрочем, комментарии излишни...

Усадьба Дивово
Усадьба Дивово

Проход на минарет в настоящее время замурован, но, несмотря на это, многие "альпинисты"

Усадьба Дивово
Усадьба Дивово

пытаются покорить его полумесяц,

Усадьба Дивово
Усадьба Дивово

используя различные подручные средства и проемы в средней части сооружения.

Усадьба Дивово
Усадьба Дивово

У основания минарета имеется "напоминание" для любителей экстрима.

Усадьба Дивово
Усадьба Дивово

Впрочем, согласно одной из легенд, минарет в усадьбе появился потому, что Дивов привез из Константинополя пленницу-турчанку, в которую он был безумно влюблен. Та тосковала по родине, и чтобы хоть как-то скрасить ее жизнь помещик и построил это экзотическое (для данной местности) сооружение. Однако, это не спасло ситуацию и в один из дней наложница забралась на вершину минарета и сбросилась оттуда... Так что может быть венок как-то связан и с этой историей.

Усадьба Дивово
Усадьба Дивово

Если судьба усадебного дома Дивовых достаточно печальна, то его "конное производство" не только сохранилось до наших дней, но и преуспело за эти годы, превратившись в единственный в мире НИИ коневодства.

Источники информации:

1. Русские портреты XVIII и XIX столетий, 1906 г.

2. А.Б. Чижков, Е.А. Графова. Рязанские усадьбы. 2013 г.