Когда я читаю некоторые статьи о СССР, воображение рисует человека с неприветливым лицом, плохонько одетого с коркой чёрствого хлеба на тарелке. Как правило, их пишут люди, которые не жили в Советском Союзе. Всегда, в любое время, при любом режиме всё зависит от конкретных личностей. В том числе и воспитание. Здравствуйте.
Грубость, унижение в наказаниях
Безусловно, это существовало. Иногда. У нас был учитель, который мог сломать указку о детскую спину. Особо злостных нарушителей выводили на линейку перед всей школой и густо покрывали позором. Ведь главенствовал не человек, а коллектив. Но посмотрите на фотографию.
Это наш второй класс. Мысленно смените одежду, причёски – приметы времени. Сильно мы отличаемся от современных детей? Может быть у нас затравленные, запуганные лица? Более того, признаюсь: компания из второго ряда во время съёмки мелко шкодничает с честными лицами. И ведь не боимся же. Учительница всё, конечно, видела, высказала нам своё «фе». И всё.
И в детском саду у нас были разные воспитатели. Одну я терпеть не могла. Она действительно могла унизить. Но вторая была доброй и внимательной. Из всех вожатых в лагере помню тоже только одну, которая могла придумать ужасные наказания. Она умела наговорить родителям то, чего не было, а ей только показалось. Гадкий человек. Такие есть во все времена.
Это мнение одного из самых советских педагогов. А в наши дни? Вожатые лучшего отряда в лагере, где я работала, нечаянно обнаружили свои методы воспитания. Когда к ним неожиданно зашла директор, несколько мальчишек стояли на скамейке. Они держали табуретки в вытянутых навесу руках и скандировали о себе… Простите, не могу написать: «непереводимый местный фольклор». А фразу им составили молодые вожатые. Садизм чистой воды. Современный.
Но ведь в остальных отрядах педагоги – нормальные люди. Значит не время виновато. В истории остались имена учителей в Беслане, которые пожертвовали своей жизнью, спасая детей. Да и не только там. Но и во время Отечественной войны педагоги, родители, просто посторонние взрослые погибали, защищая детей.
Насилие
Да, и насилие было. В некоторых семьях, у некоторых педагогов. Таких знала и я. Пару-тройку человек. А разве таких сейчас нет? Младшие школьники – люди уже способные осмысливать факты, но ещё не утратившие непосредственность. От них я слышу разные истории о родителях, учителях.
Однажды они рассказали о том, что учительница схватила мальчика за шиворот и чуть не засунула его головой в мусорку. Этот ребёнок занимался и у меня. Нормальный мальчишка. Подвижный. Но я уже писала статью о таких детях. Сколько у нас таких было, «выносивших мозг»! Теперь они выросли вполне достойными людьми.
Было и моральное насилие. Многое в нашей жизни происходило «с левой ноги». Где-то больше, где-то меньше. Но разве сейчас дети не должны подчиняться распорядку? А что скажете о доковидной практике массово идти вместо уроков смотреть какие-то соревнования. И никого не интересует, хочет ли этого детвора.
Читала о запретных человеческих чувствах в СССР. В девятом классе мои родители попали в аварию далеко от нашего городка. Я осталась одна на целый месяц с дедушкой, интровертом, мало приспособленным к жизни. За это время меня ни разу не вызвали к доске. Более того, я могла уснуть на уроке. Ни один учитель ни разу не потревожил меня. Прощалось всё. Все учителя оберегали ребёнка, у которого беда, которому трудно.
Сейчас далеко не все педагоги знают, что происходит в семьях их учеников. И что-то, при всём давлении ни я, ни мои друзья не выросли затравленными, закомплексованными. Среди моего обширного окружения нет ни безмолвно покорных, ни безвольных.
Духовная близость с родителями
В СССР отношения в семье были строгими, но без души? Подробно о моих отношениях с родителями я писала в статье «Искусство дышать хором». И во многих публикациях упоминала. На расстоянии 3000 км нам с мамой одновременно снились одни и те же сны. С моим немногословным папой мы понимали друг друга по междометиям. Я до сих пор дышу их воздухом.
Я знаю родителей многих моих друзей. Почти все были близки с ними. И сейчас я вижу очень заботливых, внимательных отцов, матерей. Родителей с большой буквы. Но было в моей практике много таких, которые сдавали детей в садик, на кружок или в школу, как в камеру хранения. Которые не просто не интересовались, что происходит с их чадом, а всячески избегали этой информации, потому что она им мешала.
Вы видите цитаты самых известных, самых советских педагогов. Им следовали и в СССР, и сейчас. А мерзавцы и дураки существуют во все времена. Но не они формируют будущее.
Напишите в комментариях, что вы думаете об этом.