Найти тему
1520. Все о путешествиях

Кризис СВ: в России становится всё меньше вагонов для богатых, и они – всё хуже

Оглавление

У РЖД случился кризис вагонов СВ. В последние годы перевозчик закупает у производителя в основном плацкартные и купейные вагоны. При этом СВ не производятся и стремительно стареют, их убирают из поездов и, как следствие, железная дорога теряет платежеспособных клиентов.

Вагон СВ перевозчика ФПК
Вагон СВ перевозчика ФПК

У нас есть телеграм-канал, где мы публикуем железнодорожные новости, а также группы в «Вконтакте» и в «Фейсбуке», где можно узнать новости, прочитать новые тексты и т.д.

Вагонов становится все меньше

Средний возраст вагонов СВ на конец 2020 года составлял 14,6 лет, следует из годового отчета ФПК. В 2016 году у ФПК было 878 вагонов СВ, к концу 2020 года их осталось всего 499. И это на всю Россию!

Новый вагон СВ я не видел очень давно. Сегодня в большинстве поездов можно встретить вагоны СВ 10-15-летней давности производства Тверского вагоностроительного завода.

Вагон СВ перевозчика ФПК
Вагон СВ перевозчика ФПК

В этих вагонах нет ничего плохого, они все еще достаточно комфортабельны. Но, к сожалению, в них отсутствуют те «блага цивилизации», которые постепенно становятся нормой для современного подвижного состава – душевые кабины, обилие розеток, сдвижные двери, торговые автоматы, регулировка температуры воздуха в купе.

Сегодня, покупая билет в вагон СВ, пассажир понимает, что, скорее всего, он поедет в достаточно подержанном вагоне. Хорошо, если перевозчик содержит его в хорошем состоянии и периодически модернизирует, как это делает «Тверской экспресс» с поездом «Мегаполис» Петербург – Москва.

Вагон СВ перевозчика «Тверской экспресс»
Вагон СВ перевозчика «Тверской экспресс»

До Владивостока СВ больше не ходят

Но действительность может оказаться плачевнее. Нередко билеты в вагоны СВ продаются с пометкой, что в таких вагонах нет даже биотуалета. Цена при этом – в разы выше, чем в купейные вагоны. Показателен пример с поездом №145/146 сообщением Петербург – Челябинск, где билет в купейный вагон можно купить за 2188, а в СВ уже за 6349 рублей. При этом экологически чистого туалета там нет.

Скриншот сайта РЖД
Скриншот сайта РЖД

Из-за того, что в последние годы ФПК не закупает новые одноэтажные вагоны СВ, возникает ситуация, при которой в случае обновления поезда этот класс обслуживания вовсе оказывается «за бортом».

Недавно обновили вагоны поезда №1/2 «Россия» сообщением Москва – Владивосток. Казалось бы, главный поезд страны. Жемчужина железнодорожного туризма. Поставили красивые вагоны с душем и обилием розеток. Но СВ в нем нет!

Скриншот сайта РЖД
Скриншот сайта РЖД

Или вот фирменный поезд №9/10 сообщением Москва – Псков. В составе поезда всевозможные классы – от сидячего до вагона-люкса на восемь человек. Но СВ нету!

Скриншот сайта РЖД
Скриншот сайта РЖД

Двухэтажное эконом-СВ

В последние годы у РЖД появилось новое развлечение – закупать вагоны СВ в двухэтажном исполнении. Как по мне, то это не очень хорошая идея. Когда пассажир покупает билет в СВ, он предполагает поездку в вагоне премиального класса. Но выглядит ли купе двухэтажного вагона премиально?

И потом, заплатив круглую сумму, вы окажетесь в числе 32 пассажиров двухэтажного вагона! Это почти как в классическом купейном вагоне. К тому же у вас не будет места для багажа наверху.

Фото: ТВЗ
Фото: ТВЗ

Но люди ездят в таких вагонах весьма активно, потому что РЖД заменяет одноэтажные поезда с купе, элитными СВ и люксами на двухэтажки, где СВ, пусть и такое аскетичное, – единственная возможность поехать по более-менее высокому стандарту обслуживания.

Например, раньше одноэтажные СВ и люксы были в составе поезда №17/18 Москва – Петрозаводск, причем раскупались они всегда на «ура». Но год назад поезд перешел на двухэтажные вагоны. И теперь двухэтажное СВ оказалось безальтернативным вариантом.

В будущем, кстати, двухэтажки заменят еще три поезда с классическими вагонами СВ. Это будут поезда №21/22 Москва – Ульяновск; №53/54 Москва – Чебоксары; №57/58 Москва – Йошкар-Ола.

Но аскетичное СВ двухэтажки – не самое плохое. Иногда ФПК превращает обычный купейный вагон в СВ просто-напросто поднимая верхние полки и фиксируя их. Билеты в такой вагон продаются уже как в СВ. Так делают, например, с рицами.

Фото: пресс-служба РЖД
Фото: пресс-служба РЖД

Что-то такое недавно сделали и в туристическом поезде «Байкальская сказка» сообщением Москва – Порт Байкал. Поезд был составлен из двухэтажных вагонов нового модельного ряда. Там СВ тоже сотворили из обычного купейного вагона, для красоты брендировав нижнюю сторону поднятых полок. К тому же СВ в новых двухэтажках – это еще и «трансформер», то есть постель убирается в спинку дивана. Обратите внимание, насколько узкое пространство остается для сидения.

Фото: Алексей Уланов
Фото: Алексей Уланов

Какие еще бывают СВ

Конечно, вагонов СВ все еще много на самых востребованных направлениях – из Москвы в Петербург, на юга и т.д. Но с других направлений этот класс уходит.

Меж тем, СВ, конечно, нужен. Билеты в СВ часто покупают командировочные, семьи с детьми, с людьми пожилого возраста, ветераны, да мало ли кто еще... Да, РЖД предлагают альтернативу почти на любом поезде – можно выкупить все места в купе на одного или двоих. По некоторым тарифам при выкупе мест можно получить скидку. Но СВ – это не только расширенное пространство, но и путешествие с особым комфортом, расширенный набор услуг, возможностью взять в два раза больше багажа (50 кг вместо 36 кг).

Недавно Тверской вагоностроительный завод показал фотографии одноэтажных вагонов, которые он сделал для Армении. Получилось вообще убого. Как будто обычное купе, только без верхних полок. Даже зеркала не повесили.

-10

Некоторое время тому назад в России экспериментировали с новой формой СВ. Делали вагон с вертикальным размещением полок – не напротив друг друга, а друг над другом.

Такие вагоны есть у «Гранда» и ходят в составе поездов №53/54 Петербург – Москва и №91/92 Москва – Севастополь, а также у ФПК в поезде №3/4 «Экспресс» Петербург – Москва. Кому-то нравится такая форма, кто-то считает, что верхние полки в СВ – дурной тон, а люди покупают билеты в такие вагоны, чтобы гарантированно ехать внизу.

За счет такого размещения мест в купе высвобождается место еще для умывальника и шкафа. На фото верхняя полка в таком купе поднята.

-11

А в прошлом году необычные вагоны пустили из Москвы в горный парк Рускеала. В обычном купейном вагоне на 36 мест первое купе переоборудовали в СВ. Сделали это, правда, кривовато. Просто сняли верхние полки. Из-за этого, например, над нижними местами не стало светильников. Идея выделить в каждом вагоне по одному двухместному купе могла бы быть перспективной, но, к сожалению, ее не растиражировали.

Сегодня в поездах все меньше сидячих и дешевых плацкартных вагонов, все меньше элитного СВ, все больше середнячка – в виде двухэтажек. Следствием этого может стать (если еще не стал) отказ определенной взыскательной аудитории от путешествий поездом и размывания качества обслуживания.

Надеюсь, это явление временное, и после того, как перевозчик закончит обновлять другие классы, он возьмется и за СВ. Проблема только в том, что пассажир за это время может отвыкнуть от хорошего и уйти к «Аэрофлоту». А приучить его заново может не получиться.

Чтобы не пропускать новые тексты, подпишитесь на наш канал с анонсами в телеграмме. Там мы выкладываем ссылки на новые статьи сразу после их публикации.