Незадолго до вероломного нападения гитлеровской Германии на Советский Союз Иосифу Апанасенко пришлось принять командование подразделениями, дислоцировавшимися на Дальнем Востоке.
В ту пору была высокая вероятность вторжения Японии. Доводилось держать в регионе достаточное количество боевых подразделений РККА. Пришлось сформировать Дальневосточный фронт.
Генерал Апанасенко был человеком с непростым характером. Он отличался крайней грубостью, бесцеремонностью. В общении с подчиненными он позволял себе резкие высказывания, даже откровенную ругань.
Апанасенко прежде служил в кавалерии. Он был на хорошем счету у самого Семена Буденного. У генерала сохранились типичные кавалерийские привычки, все делать «с наскока».
Сослуживцы нередко называли генерала самодуром. Офицеров, особенно штабистов, возмущали поступки Апанасенко. Однако, впоследствии стали понятны причины такого поведения.
Генерал осознавал, сколь важно обеспечить боеспособность вверенных подразделений. Для этого он был готов использовать любые способы.
Апанасенко остро критиковал своего предшественника Блюхера. Оказалось, тот в течение 20 лет не позаботился о строительстве автомобильных дорог на Дальнем Востоке.
Большинство перевозок проводилось с помощью железнодорожного транспорта. При этом имелись в большом количестве тоннели и мосты. Генерал утверждал, достаточно всего двух японских диверсантов с взрывчаткой, чтобы парализовать транспортное сообщение.
Генерал предпринял все меры для начала активного строительства автомобильных дорог.
Доставалось от Апанасенко не только военнослужащим, но и гражданским лицам. Стараниями генерала некоторые секретари райкомов, не справлявшиеся со своими обязанностями, были сняты с должностей и отправлены рядовыми в армию.
Какими оказались последствия «самодурства» Апанасенко?
Любое воинское подразделение отличалось повышенной боеспособностью. В течение нескольких минут удалось бы поднять по тревоге все вверенные генералу вооруженные силы.
Между подразделениями удалось наладить эффективное взаимодействие. Снабжение было на высочайшем уровне.
Когда Сталин обратился к Апанасенко с вопросом, сколько тот способен перебросить дивизий для обороны Москвы, генерал без долгих раздумий отправил все подразделения.
Комплектация новых дивизий проводилась за счет местного населения и заключенных лагерей.
Генерал рвался на фронт с первых дней войны. Однако, он получил назначение только в 1943 году. Апанасенко побывал на Воронежском фронте.
Пришлось ему командовать подразделениями и на Курской дуге. Апанасенко столько сделал для Победы, но не дожил до того славного дня. В августе 1943 года он получил смертельное ранение.
Позволительно ли генералам «такое самодурство»? Ждем ваши ответы в комментариях.