Ядерные программы нацисткой Германии и Великобритании.
Ядерная программа США - «Манхэттенский проект»
В наших широтах изучения в ядерной области проходили на протяжении всех 30х годов. Проводились всесоюзные конференции по ядерной физике и эта область науки неплохо себя чувствовала. Большую роль в осознании перспектив работы над ядерным оружием сыграл Ленинградский Радиевый институт. Его учёные, Г.Н. Флёров и К.А. Петржак, в 1940м году открыли явление спонтанного деления тяжелых ядер на примере урана. Это было огромным достижением на пути к осознанию ядерной проблематики и созданию собственного ядерного оружия. Далее оба продолжат исследования и будут очень видными деятелями в области ядерной физики, экспериментальной ядерной физики, экспертами в создании вооружений и ядерного щита. Но это всё позже, пока был сделан только первый шаг.
Несмотря на то, что уже в 1942 году сам институт эвакуировался из-за наступления войск нацисткой Германии, избежав незавидной судьбы — остаться в блокадном Ленинграде. А обеспечение исследований ресурсами и людьми было на чрезвычайно низком уровне. Всё же на базе этого заведения была создана Урановая комиссия Академии Наук СССР. Она продолжала исследования, открыв новый вид атомного деления — полный развал атомного ядра под действием многозарядных частиц космических лучей. И уже в 1943 году из института было направлено письмо в Государственный комитет обороны и Академию наук СССР, дающее обоснование обязательного участия Радиевого института в «урановом проекте».
Параллельно с этими событиями, начиная с 1941го года в разведсводках внешней разведки НКВД СССР и ГРУ начала "всплывать" информация об интересе Великобритании и США к сфере ядерной физики.
Проконсультировавшись у специалистов из Радиевого института разведка узнала, что новые работы в области ядерной физики перестали появляться не только в США и Великобритании, но так-же в Японии и Германии. Это могло говорить лишь об одном: данная сфера деятельности в этих странах засекречена. Большую роль сыграл шпион "Лист" из знаменитой «Кембриджской пятёрки», передав копию отчёта Комитета «M.A.U.D.». Данный комитет стоял у истоков ядерной программы Великобритании, а его члены позже влились в «Манхэттенский проект».
В данном отчёте содержалась информация о том, что создание ядерной бомбы возможно, и есть все основания предполагать, что образец может быть спроектирован еще до конца войны, чем сильно повлияет на её исход.
Данная информация была высоко оценена Лаврентием Павловичем Берией, передана в 4-й специальный отдел НКВД, занимающийся научно-исследовательскими разработками. Это и стало началом разведывательной операции «Энормоз» по добыче американских атомных секретов. На дворе была осень 1941го года, враг рвался к Москве, а обстановка на фронтах в любой момент могла стать катастрофической для СССР.
Десятки нелегальных разведчиков обеспечили проникновеннее нескольких завербованных учёных в самое сердце «Манхэттенского проекта». Учёные передавали секретную информацию СССР. О некоторых достоверно известно, о причастности иных лишь догадываются до сих пор. Стоит отметить, что много людей в Америке и Великобритании сочувствовали СССР, как стране принимающей на себя самый страшный удар во Второй мировой войне. Идеи Интернационала были свежи и популярны как среди молодёжи, так и у интеллигенции. А многие учёные работающие в «Манхэттенском проекте» понимали опасность монополии США на ядерное оружие и желали установления паритета этом вопросе. Даже один из руководителей и отцов американской ядерной бомбы Роберт Оппенгеймер на протяжении всей своей жизни сочувствовал левым идеям и состоял в левых движениях. Его участие в "сливе" информации не была доказана, хоть он и попадал под самое пристальное внимание ФБР и был участником нескольких шпионских скандалов. Благодаря таким настроением в обществе у СССР получилось то, что получилось. А получилось вывезти огромную часть документов о ядерном проекте США в СССР.
Слова П.А. Судоплатова главы внешней разведкой НКВД СССР: "Уже через 12 дней после окончания сборки первой атомной бомбы в США описание её устройства уже было получено в Москве".
29 сентября 1942 года, через полтора месяца после старта «Манхэттенский проект», было принято постановление Государственного комитета обороны № 2352сс «Об организации работ по урану».
11 февраля 1943 года было принято решение о переходе к практическим работам по созданию ядерной бомбы. Главой атомного проекта был назначен И.В. Курчатов.
После разгрома нацисткой Германии, СССР достались некоторые немецкие учёные работавшие над ядерным проектом Рейха. Так-же информация по проекту и места добычи урановой руды.
После сброса бомб на Хиросиму и Нагасаки 6 и 9 августа 1945го года, СССР кидает немыслимые ресурсы на ускорение создания своей бомбы.
Параллельно созданию опытного образца, по всей стране происходили стройки атомных объектов, но несмотря на все усилия послевоенной экономики СССР, первый опытный образец был спроектирован и взорван лишь, 29 августа 1949го года.
Успех СССР в этой гонке не раз висел на волоске. Любая ошибка нелегальных разведчиков грозила срывом операции и риском затянуть постройку бомбы до "слишком поздно". Работа учёных проходила под тяжелым психологическим грузом ответственности за жизни советских граждан, так как Нагасаки и Хиросима наглядно демонстрировали "перспективы преображения" крупных городов СССР в ближайшем будущем. Политические ходы, блеф и личные моральные качества советской дипломатии помогли выиграть время для реализации ядерной программы СССР.
Если статья вам понравилась, подписывайтесь. Вам не тяжело, автору приятно. Так мы будем знать, что материал интересен, что в свою очередь, будет мотивировать на написание новых статей. Спасибо за прочтение.