Найти в Дзене
HOT.Essay

Почему важно сохранять памятники культуры, созданные нашими предками?

Оглавление

Говорят, история не терпит сослагательного наклонения. Абсолютно бессмысленно представлять, как всё могло бы сложиться, пойди она по другому пути. Свершившийся факт - самая упорная штука.

Время проносится с предательской скоростью. А соблазн окунуться в прошлое всегда велик. И мы цепляемся за обрывки, кусочки, пытаясь ухватить, вспомнить, как было раньше... Что напомнит о детстве? Пышный куст сирени, разросшийся за окнами старого бабушкиного дома? Или бережно спрятанный мамой рисунок, который она получила в подарок от тебя 4-летнего.

Время в масштабах человечества, кажется, летит не с такой же быстротой, как это ощущается в жизни каждого отдельного человека. Но, казалось, ещё недавно мы не знали, что такое мобильный телефон, а теперь вся жизнь крутится вокруг него.

Сейчас всё - быстрее

Мы покупаем - и тут же выбрасываем. Сегодня смотрим одну повестку новостей - а завтра нам покажут что-то совсем иное.

Мы стали жить в мире событий-однодневок. И если с этим ещё как-то можно примириться, то пугает уже другое. Стали забываться события 100-летней, 50-летней давности... А ведь на отрезке "жизни" человечества - это крошечная мерка.

И здесь, конечно же, постыдным примером приходит на ум отношение зарубежных стран к подвигам советских солдат на полях Второй Мировой. В ряде стран Европы и даже пост-советского пространства это становится новой нормой жизни. Памятники, возведённые в бурном, безудержном празднестве Победы, во имя торжества жизни и справедливости - теперь становятся ненужными и даже аполитичными.

Это очень напоминает происходившее в России после революции. Кураж новой жизни одурманил людей. Почему-то им показалось, что новую жизнь нужно строить на пепелище... Только на выжженной безжизненной пустыне, без истории и достояний, они хотели создать славное новое Отечество - с чистого листа. В этом своём восторженном забытьи они истоптали многовековую историю: пали церкви, храмы, снесены памятники, сожжены картины, иконы.

Только чудом до нас сохранились многие из них:

Уцелели, например, Медный всадник в Санкт-Петербурге, Николай I, а также Минин и Пожарский. К сносу готовились, например, петербургский Спас на Крови (побывавший впоследствии и моргом, и складом театральных декораций), или московский храм Василия Блаженного.

Что это? Почему если сегодня история нам неугодна - первым делом человек решает её стереть? Вырвать с корнем, изрубить в щепки? Разве не сама ли история тому доказательством, что это всегда было большой ошибкой: полагать, что человек без корней, без почвы под ногами - всесилен?

Повторюсь, свершившийся факт - самая упорная штука. Стерев историю, мы никогда не сотрём ошибок прошлого. Даже в самые тёмные времена создавались прекрасные произведения искусства, тому пример кинематограф нацистской Германии. Даже технически, это потрясающие экземпляры киноискусства, хоть они и несут чуждую нам пропаганду.

Даже им - место в музеях. Как бы ни хотелось нам забыть эти страшные времена - нельзя всё стоптать и выбросить в мусорное ведро, будто и ни бывало ничего.

Ценность человека - в силе его памяти. Помните! И делайте свои выводы.

Что об этом думаете вы? Предлагайте свои темы для обсуждения. Также не забывайте подписаться на канал, чтобы следить за моим челленджем-эссе.