Найти тему

Учитель про ОГЭ и ЕГЭ.

В школе веду такие предметы, как история, обществознание, экономика и право. Работаю преимущественно со старшими классами (10 и 11 классы). Каждый год приходится готовить учеников к ЕГЭ. Также последние 4 года состою в комиссиях по проверке ЕГЭ и ОГЭ по истории и обществознанию. Поэтому в теме хотя бы что-то понимаю. Дальше буду писать по пунктам. Не «за» и «не против» ЕГЭ, просто какие-то мысли по данной процедуре. Выводы сделаете сами.

1. Взгляд со стороны члена экспертной комиссии.

Перед тем, как меня пригласили стать членом комиссий по проверке экзаменов, у меня было два выпуска (параллель 9-х классов и один 11-й). Пытался разобраться самостоятельно, изучал критерии, пособия, рекомендации ФИПИ, общался с коллегами (помимо меня, тогда в нашем учреждении было ещё два историка). После сдачи экзаменов смотрел работы выпускников и оставались вопросы к проверяющим. После того, как стал членом комиссии, все вопросы отпали; понял, как много есть ещё нюансов, которых нет в критериях и рекомендациях. Это касается и самой процедуры проверки и перепроверки работ, согласования выставленных баллов. Многое пришлось пересмотреть в собственной работе. Если нужны какие-то подробности, то пишите в комментариях, сделаю отдельную статья про это.

2. Неграмотность.

Первое, что бросается в глаза – это неграмотность абсолютного большинства выпускников. Ни в коем случае не считаю себя совершенно грамотным. Тоже ошибаюсь. Но когда проверяешь, например, сочинение по обществознанию, в котором вообще нет запятых (а порой и точек в конце предложения), трудно понять, какую мысль хотел донести выпускник. Порой работы неграмотны до потери смысла. Часть баллов теряется уже на этом.

3. Шаблонность мышления и кругозор

Часто слышу мнение, что при подготовке к экзаменам детей просто «натаскивают» на задания. В результате ни системы знаний, ни глубокого понимания темы, а мышление становится шаблонным. Тут разумно поговорить об этих моментах по отдельности:

1) Про «натаскивания». Если вся подготовка сводится только к этому, то результат будет незначительным; сил и времени будет потрачено множество, а результат разочарует. Данный вариант может иметь смысл только в двух случаях: нужно просто перейти порог или времени на подготовку просто нет (некоторые начинают готовиться только в мае). Моё мнение, задания прорешивать и прорешивать надо много, особенно тестовую часть. Чтобы научиться правильно понимать разные формулировки заданий. НО делать это нужно только после прохождения темы и блока, для закрепления материала и, чтобы понять, что западает.

2) Про системность знаний. Абсолютное большинство выпускников готовится в течение одного учебного года (9-й или 11-й класс). Учитывая объём материала (про него поговорим отдельно) даже при регулярном изучении материала в течение года система знаний не сложится. Знаю по своему опыту и рассказам многих выпускников, что только через какое-то время уже после сдачи экзамена начинает складываться некоторое понимание связей между отдельными темами и блоками. Только вот поздно уже. Начинать готовиться нужно раньше.

3) Про понимание тем. Тут всё гораздо сложнее. Обществознание опирается на жизненный опыт. А у выпускников школ, даже у одиннадцатиклассников его маловато. Особенно это касается вопросов по праву и некоторых вопросов по политической сфере; также из года в год сложной для понимания учащимися остается тема «Социальные институты». Чтобы понимать темы, которые выносятся на ЕГЭ, школьного учебника и пособий недостаточно. Пару лет назад стал составлять для своих учеников подборки книг, документов и научных статей по тем или иным темам, чтобы они могли глубже разобраться в теме. Понятно, что осилить это может не каждый (может времени нет или базы нет), но хоть небольшой эффект есть.

4) Про шаблонность мышления. Ничего не могу сказать по другим предметам. Если сдающий историю выучил всю теорию, прорешал все задания, которые нашёл, выучил все ответы, написал сочинения по всем темам и запомнил их, то у него есть шанс получить высокий балл. Единственным препятствием может стать появление такого задания, которое он не встречал и к нему не готов. Что касается обществознания, то во второй части ЕГЭ там очень часто появляются новые задания, ответить на которые просто вызубрив материал не получится. Это же касается и сочинений. По обществознанию нужен кругозор, причем огромный. Фильмы, книги, постоянное слежение за новостями, только это может спасти. На высокий балл по обществознанию не «натаскать», здесь нужно развивать самостоятельно мышление обучающегося; шаблонности тут просто не должно возникать.

4. Объем материала.

Всегда при подготовке к экзамену возникает вопрос у учеников, сколько нужно выучить. Простой ответ: очень много. По обществознанию мои конспекты – это более 200 страниц А4 только теории, которую надо знать наизусть и понимать. И ещё должен быть огромный кругозор, который, конечно, в количестве страниц не измерять. Что касается истории, то объём – 250+ страниц материалов и примерно такая же подборка документов разных эпох, да ещё огромное количество иллюстративного материала (про него дальше). Часто слышу мнение, что те, кто сдает ЕГЭ (даже те, кто сдаёт на высокий балл) ничего на самом деле не знают. Полностью не согласен. Если выпускник не списал и не сжульничал каким-то иным способом и при этом написал на 80+ баллов, то знает он по предмету (по крайней мере по моим) немало. К сожалению, не могу с вами поделиться теми материалами, которые нам, как членам проверочной комиссии иногда показывают. Как-то раз нам статистику показывали по сдаче ЕГЭ по обществознанию. Та был один очень интересный момент: абсолютное большинство выпускников получают баллы до 67, дальше на графике шёл резкий обрыв. Те, кто готовился к экзамену не особо напрягаясь получают до 67 баллов, а больше могут только способные и усердные.

5. Иллюстративный материал в ЕГЭ по истории.

Это раздражает лично меня. Городок у нас провинциальный, до столиц нам далеко, как географически, так и почти по всем показателям.

По истории сдающим ЕГЭ необходимо знать огромное количество произведений культуры, многие из которых (скульптура, архитектура, живопись) нужно уметь определить по иллюстрации. Я целенаправленно собирал этот материал в течение нескольких месяцев и до сих пор периодически пополняю. Для начала смотрел те пособия, которые были рекомендованы ФИПИ для подготовки обучающихся. Просто что бы вы понимали, только по одному из этих пособий и только по одной теме («Культура второй половины 19 – начала 20 века») я собрал 190 картин. Помимо того, что такое количество выучить непросто, так ещё нужно знать: кто художник и отдельные фрагменты его биографии, когда картина была написана (порой с точностью до десятилетия), к какому направлению она относится, где хранится и с какими событиями связана. Теперь представьте сколько периодов в истории России, и сколько ещё материала будет по ним, включая науку, литературу, религию, периодику и многое другое. Ах да, не забывайте, что по истории только два задания по культуре, и максимум, что вы по ним получите – это 2 балла (в остальных заданиях культура практически никогда не встречается).

Что особенно возмущает наших выпускников, так это то, что почти вся архитектура, скульптура и картины, которые нужно знать находятся в Москве и Санкт-Петербурге. То есть, те кто живёт там, находятся в заранее привилегированном положении просто потому, что это их окружает с детства, и они как минимум смогут указать город, в котором находится то или иное произведение искусства.

6. Та ещё рулетка.

Сектор ЕГЭ на барабане.
Сектор ЕГЭ на барабане.

Часто выпускники говорят, что им попался сложный вариант на экзамене. Я всегда говорю, что для того, кто по-настоящему готовился к экзамену все вопросы должны быть одинаковы по сложности. Но в глубине души я понимаю, что это не так. Ну как можно считать одинаковыми по сложности следующие два задания из разных вариантов (задания сформулирую кратко; ЕГЭ по истории 2021):

1) Назовите три последствия опричнины.

2) Дайте три объяснения, почему большинство помещиков в середине 19 не стремилось рационализировать своё хозяйство.

По обществознанию тоже бывают разные по сложности варианты, преимущественно во второй части.

Как-то так господа, высказывайте своё мнение и подписывайтесь на канал. Впереди ещё много интересного про школу, ВПР и не только.