Оценка: 6 из 10
Премьера драмы «Герда» состоялась в основном конкурсе кинофестиваля в Локарно 2021. Режиссёр: Наталья Кудряшова. В ролях: Анастасия Красовская, Юра Борисов, Дариус Гумаускас, Юлия Марченко и другие.
Погружение в особое метафизическое пространство в целях пройти некое духовное испытание, отыскать там ответы на вопросы жизненного порядка, приблизиться к смерти и понять свою сущность, всегда было одной из центральных идей русского кинематографа ещё со времён Андрея Тарковского. Каждое произведение Тарковского – это эпитома темы духовного поиска, развитие которой продолжилось с такими режиссёрами, как Сокуров, Лунгин, Звягинцев – каждый из них стремится изобразить портрет российского общества, потерявшего свою идеализированную духовную ауру и вставшего на более лёгкий путь безнравственности. Естественно, не от хорошей жизни.
К этой традиции отечественного кино в своём полнометражном дебюте решила обратиться и Наталья Кудряшова, актриса, известная по роли в фильме Муркуловой и Чупова «Человек, который удивил всех», принёсшей ей приз за лучшую женскую роль на кинофестивале в Венеции. «Герда» — это история студентки факультета социологии Леры (дебютантка Анастасия Красовская), проживающей где-то в русской провинции свою несчастную и бесперспективную жизнь. Мама у неё страдает лунатизмом и верит в чудеса, отец – страдает от алкоголизма и верит, что ему будет лучше с другой женщиной. Он уходит, оставляя Леру с мыслью, что, наверное, так всем станет только проще.
Лере снятся странные сны, в которых она блуждает по туманному берёзовому лесу и встречает там свою душу. Наяву её ждут занятия куда более приземлённого толка – днём она ходит по квартирам и проводит социальные вопросы о состоянии жизни русского человека в глубинке, а по ночам работает стриптизёршей по прозвищу «Герда» в местном клубе, где вечно испытывает унижения от коллег. Единственная более-менее доброжелательная к ней душа (кроме её собственной во снах) – это странный приятель-могильщик Олег (главный российский актёр на мировых фестивалях Юра Борисов, играющий тут артхаусную версию Паля из «Парня с нашего кладбища»). Во всём остальном же её жизнь – боль.
«Герда» обладает типично европейским фестивальным флёром – в частности схожим с венгерским кинематографом. С Бела Тарром тут, конечно, мало общего, но вот с фильмами Ильдико Эньеди кое-что дебют Кудряшовой роднит. Её фильм – своеобразный ответ фэнтезийной мелодраме «О теле и душе»: неспешное повествование, духовные поиски, погружённая в себя главная героиня, присутствие метафизического пространства, куда попадают персонажи, в данном случае, опять же через сны. Вот только смысловая нагрузка у Натальи Кудряшовой не столь очевидная, потому что «Герда» скудна на события, слишком растерянная и несвязная, а местами и вовсе напоминает претенциозную версию «Купи меня» Перельмана.
Кудряшова приложила свою руку к прошлогодней социальной драме «Доктор Лиза»: она была одной из сценаристок. Провокационно-манипулятивная натура ленты Оксаны Карас просачивается в «Герду» через соцопросы, которые главная героиня задаёт случайным людям в их квартирах – причём иногда не совсем понятно, по заданию ВУЗа или из-за своего собственного интереса. Она спрашивает обывателей, в какую эпоху они хотели бы жить – в дореволюционную, советскую или российскую. Если будет возможность, уехали бы в какую-то другую страну, довольны ли они своей зарплатой и статусом, поддерживают ли заданный курс развития государства. Кто-то из опрашиваемых в шутку, но с заметным страхом в голосе интересуется: «А нам ничего за эти ответы не будет?». Ответы, естественно, все как один – грустные и удручающие.
«Герда» показывает всё те же томные, бесперспективные, безрадостные скитания провинции, что мы видели не раз в российском кинематографе. Однако картине не хватает житейской универсальности и ясности мысли, чтобы найти отклик, например, у аудитории фильмов Юрия Быкова. А для ценителей творчества Сокурова или Звягинцева, работа Кудряшовой покажется чересчур поверхностной и с художественной точки зрения фальшивой, в которой все эти заигрывания с метафизикой – лишь дешёвый трюк по отвлечению внимания неподготовленной публики. Вполне вероятно, кино займёт своё место в промежуточной нише нестандартного российского артхауса, отмеченного на мировых фестивалях («Герда» борется за «Золотого леопарда» в Локарно), но непринятого и непонятого на родине: как работы Твердовского и упомянутых уже Меркуловой с Чуповым.
Кудряшова в своём безжанровом и безликом дебюте говорит, что поиск духовного спасения – это уже не коллективная прерогатива русской души, а дело индивидуальное для каждого. Единственный способ прикоснуться к чему-то прекрасному, спасительному, сказочному у современного русского (провинциального?) человека возможен только через сны. То есть с помощью побега от гнетущей действительности, которая обволакивает абсолютно всех. Другого выхода, намекает «Герда», у нас попросту нет.
Вадим Богданов, InterMedia