Креативность нужна не только в рекламе и маркетинге. Для решения задач в любой сфере - менеджмент продукта, внутренняя организация, мероприятия, новые каналы продаж, форматы коммуникации, отчетности, презентации - в общем, в чем и где угодно.
Фундаментальное изучение креативности сейчас на пике, особенно в зарубежных исследовательских центрах. Буду делиться некоторыми инструментами, которые легко применять в своей работе и обычной жизни.
Начнем с брейншторма.
Брейншторм - это генерация разного рода идей группой людей. Многие с ним знакомы и часто применяют в своей работе, но есть проблема - часто такие встречи перерастают в болтологию. Другими словами - встретились, пообщались, потратили уйму времени, а результата никакого.
Есть несколько простых правил, которые помогут провести брейншторм эффективно. Поехали:
- Максимум 10 человек. Любые встречи, даже креативной направленности должны быть в своей мере чем-то ограничены, иначе вы просто потратите время. Чтобы извлечь из метода пользу, не раздувайте количество участников. Все должны высказаться и услышать друг друга, поэтому введите для себя правило - “штормить” в составе максимум 10 человек.
- Ограниченный тайминг. В той же логике структурирования встречи/метода определите для себя оптимальное время. Исходя из моей практики - это 40 минут. Максимум час. Этого будет достаточно, чтобы собрать пул идей и не улететь в обсуждение дресс-кода на корпоративе, который будет через 9 месяцев :) stick to the point .
- Банально, но подручные средства is a must. Ручки, карандаши, флипчарт, блокноты. Запаситесь канцелярией обязательно, иначе уже на обеде даже самые классные идеи забудутся.
- Четкая презентация цели/брифа/задачи. Тут как и в любом процессе важно понять “а зачем все это?”. Иначе получится как в народе говорят “какой бриф, такой и креатив”. Убедитесь, что все участники брейншторма поняли, зачем собрались и какой цели нужно достигнуть. Помните - глупых вопросов не бывает, все должно быть прозрачно и понятно.
- Сформируйте междисциплинарную команду. Это важно, чтобы идеи приходили от людей разных компетенций. У междисциплинарной команды разный ежедневный опыт и контекст - это поможет рассмотреть задачу с разных сторон.
- Брейншторм ориентирован на количество, а не на качество идей. Как бы это странно ни звучало, но это так - ваша задача собрать максимальное количество разных (и даже абсурдных!) предложений. Адаптация под задачу будет уже следующим шагом. Так что генерим без стеснений!
- Критика любых идей строго запрещена! Это логично связано с предыдущим пунктом. Нам нужно много предложений, поэтому не критикуем ближнего своего. Как только идея встречается с недоверием или предвзятостью - поток останавливается. Человек закроется и больше не предложит даже самых обоснованных решений.
- Звать ли босса? Решение полностью за вами, но есть критически важный момент - стиль взаимодействия и уровень доверия с сотрудниками. Если атмосфера максимально открытая и вы уверены, что можете озвучивать даже самые отлетевшие идеи - отлично, зовите босса с собой. А если есть опасение, что люди закроются и будут обдумывать свое каждое слово, лучше не надо. Лучше потом покажите ему результаты вашей классной креативной сессии.
- То же самое касается и хронических критиков. Если это ключевые игроки команды, креативные ребята и вы не хотите штормить без них, проведите предварительную беседу. Убедите их в том, что критику можно выпустить потом или в другой обстановке, но на брейншторме от нее необходимо воздержаться.
Если метод вам полезен и интересен, напишу еще о методах брейншторма подробнее. Креативьте свободно, делайте крышесносные решения, удачи!