Найти тему
Куда глаза глядят

Северный речной вокзал: впечатления о реставрации и прогулке по парку

Оглавление

В последний раз я была здесь больше 30 лет назад – для нормального советского ребенка это было целым событием – большущая река, белоснежный вокзал, парк, катание на речном трамвайчике...

И, наконец, новая встреча – наслушавшись-начитавшись, решили проверить впечатления о Северном Речном Вокзале.

Вокзал, вид с воды
Вокзал, вид с воды

Немного из истории Северного речного вокзала

Стройка началась в 1933 год, и продлилась 4 года. Когда возводился вокзал, канала Москва-Волга еще не было, вокзал и порт рядом строились на сухом берегу. Канал копали параллельно с постройкой вокзала.
Вокзал, как и канал строился руками заключенных. Для этой цели был создан лагерь ДмитровЛаг. Это позволило создать масштабный проект дешево и в максимально короткие сроки. Но, по неуточненным данным, это строительство унесло жизни примерно полутора миллиона заключенных.

Несмотря на то, что реставрационные работы закончились совсем недавно, вокзал и парк вокруг не оставляет ощущения новодела.

Вид на здание вокзала через парк
Вид на здание вокзала через парк

В целом реставраторы постарались сохранись стилистику сталинской довоенной эпохи, хотя новых элементов так же внесли немало. Но современность видна больше в архитектуре парка вокруг.

Немного про архитектуру Северного речного вокзала

Речной вокзал создан в стиле ампир. Позже для данного стиля было дано уточняющее название «Сталинский ампир».
Это было первое здание речного вокзала в советское время, которое несло не только функциональную, но и эстетическую нагрузку. За что и получило ряд премий, в том числе и всемирных. Основная архитектурная идея не нова – воссозданный двухпалубный корабль с мачтой в виде шпиля.

Кстати, то, что вы ступаете в эру советского ампира становится понятно уже при входе в парк, кованная ограда с советской символикой сразу напоминает о времени его создания.

Ограда вокруг парка
Ограда вокруг парка

К впечатлению о парке вернусь позже, сейчас про вокзал.

К стилю собственно вокзала реставраторы отнеслись с уважением, за что им большая благодарность. Оставили (или воссоздали) практически все элементы исторического здания, над которыми трудились лучшие художники того времени.

Исторический фонтан в торце здания
Исторический фонтан в торце здания

Колонны, фонтаны, лепнина на потолках, барельефы, роспись и керамика на стенах – все как в довоенное время. Воссоздали полностью даже ресторан Волга-Волга.

Внутри вокзала
Внутри вокзала

Любопытный факт

На шпиле здания вокзала установлена звезда, ранее украшавшая Спасскую башню Московского кремля. Она сделана из нержавеющей стали с золоченной медью и была инкрустирована уральскими самоцветами. Размах лучей 4.6 метра. Именно громоздкость стала причиной того, что эту звезду сняли с основной достопримечательности Москвы и установили здесь.
Здесь огромная звезда выглядит вполне гармонично
Здесь огромная звезда выглядит вполне гармонично

Впечатление о парке Северного речного вокзала - недоампир

На мой взгляд, логично было бы продолжить тему сталинского ампира и в парке. Здесь ожидаешь увидеть скорее девушек с веслом и физкультурников, нежели сухие фонтаны и патио, но увы, ландшафтные архитекторы пошли другим путем – парк осовременен в рамках всех новых тенденций.

Безусловно, в этом есть свои плюсы, но если честно, немного жаль, что тему «недожали», благо возможностей для эклетического смешения современности и исторических традиций сейчас масса. А вот мест с сохранившимся духом 30-х годов в Москве почти совсем нет😔.

Террасы для отдыха и работы. Видите, в конце террасы народ просто собрался покутить))
Террасы для отдыха и работы. Видите, в конце террасы народ просто собрался покутить))

Но если говорить про удобство - да, в парке удобно и отдыхать, и работать. Бесплатные туалеты, детские площадки, дорогие рестораны, недорогой фастфуд и возможности для совершенно бесплатного отдыха - всем от мала до велика!

Набережная тоже слегка осовременена, но здесь осталось это светлое, летнее ощущение, памятное мне с детства.

Не хуже, чем в Европе - гуляют пенсионеры, кушают мороженное
Не хуже, чем в Европе - гуляют пенсионеры, кушают мороженное

Теплоходные экскурсии

Ранее, вокзал ежегодно обслуживал полтора миллиона человек и сейчас руководство вокзала стремится вернуться к прежним цифрам. Безусловно, то, что открытие пришлось на разгар пандемии, не могло не сказаться на количестве путешественников, но тем не менее – туристы есть, маршруты работают и ежедневно отсюда уходит несколько рейсов в разные уголки страны – Астрахань, Соловки, Карелия, Санкт-Петербург, Казань и множество других.

Но самыми востребованными, по прежнему, остаются обычные часовые прогулки. Разумеется и мы тоже прокатились. Ничего особенного за час пути не увидели, зато прочувствовали, как прогулка по реке расслабляет перегруженную заботами голову❤️. Теперь стали присматриваться к большим теплоходным экскурсиям😁.

Вид с реки на порт
Вид с реки на порт

Сколько стоят экскурсии на теплоходе

1 час – 350-500 рублей
Из длинных экскурсий:
Самая дешевая - Москва-Мышкин-Москва (2 ночи) – минимум 8600 на человека
Самая дорогая – Москва – Соловки-Москва (14 ночей) – минимум 101000 на человека

Друзья, спасибо за лайк и подписку❤️! Жду комментарии!