Найти тему
БиблиоРай

Литературная карта Крыма (Часть 3). Ялта. Алушта

Оглавление

Ялта, Южный берег Крыма

Так уж случилось, что этот уголок Крыма посещали почти все знаменитые писатели и поэты, побывавшие в Крыму. Такова традиция во все времена. Ехали, в основном, на отдых, лечение, иногда оставаясь тут подолгу.
В Ялте есть музей «Культура Ялты ХIХ – начала ХХ века». Выбор этого периода истории не случаен. Именно в этот время Ялта была одной из культурных столиц Российской империи – здесь подолгу жили многие писатели, поэты, художники, композиторы и театральные деятели – цвет российской культуры того времени.
Но самый известный ялтинский литературный музей, это, конечно, Дом-музей
А. П. Чехова. В доме все осталось так, как было при жизни великого писателя, который прожил на своей Белой даче неполных пять лет, с 1899 по 1904 год. Здесь он написал более десятка произведений, в их числе пьесы «Три сестры» и «Вишневый сад», знаменитый «крымский» рассказ «Дама с собачкой»...
Ялтинская гостиница «Таврида» (бывшая «Россия»),  построенная в 1875 г., привлекательна не только своей архитектурой. На пространстве России немного найдется гостиниц, в которых проживало бы так много известных деятелей литературы и искусства. В 1876 г. в гостинице два месяца жил
Н. А. Некрасов, приехавший в Ялту подлечиться. В 1894 г. один из номеров в «России» занимал А. П. Чехов. Несколько раз в гостинице останавливались И. А. Бунин, В. В. Маяковский, М. А. Булгаков и множество других знаменитостей. Некоторые из этих широко известных имен упоминаются на мемориальной доске, установленной на фасаде здания.
А вот, где останавливался
И. Бродский, когда он был в Ялте в 1969 г., никто не знает. Но не в этой гостинице, его доходы в то время. явно этого не позволяли. Зато мы знаем и помним его строчки:

Январь в Крыму. На черноморский брег
зима приходит как бы для забавы:
не в состояньи удержаться снег
на лезвиях и остриях атавы.
Пустуют ресторации. Дымят
ихтиозавры грязные на рейде,
и прелых лавров слышен аромат.
"Налить вам этой мерзости?" "Налейте"

На Набережной Ялты огромной шаровидной кроной выделяется платан Айседоры, которому не менее 500 лет. Знаменитая балерина под этим деревом назначала свидания
Сергею Есенину.
А ещё на Набережной установлен памятник «Даме с собачкой» – героине (и герою) известного чеховского рассказа, действие которого разворачивается в Ялте.
В Ялте разворачиваются события не только рассказа «Дама с собачкой». В Ялту из Москвы забрасывает Стёпу Лиходеева Воланд в романе
М. Булгакова «Мастер и Маргарита». Киса Воробьянинов и Остап Бендер оказываются в Ялте в поисках стула с бриллиантами в романе И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев».

А в поселке Гаспра к западу от Ялты есть санаторий «Ясная поляна», бывшее имение «Романтическая Александрия». Здесь в 1901–1902 гг. гостил писатель Л. Н. Толстой, поправлял здоровье. И встречался со многими известными людьми, в том числе, с А. П. Чеховым, М. Горьким. Название здравницы напоминает о Л. Н. Толстом и его пребывании здесь. Бывали тут, а иной раз и жили подолгу многие известные люди. Например, выдающийся русский мыслитель и богослов С. Н. Булгаков, А будущий автор «Лолиты», а тогда совсем юный В. Набоков предавался в здешнем парке любимому занятию – ловил бабочек...
Ещё западнее есть поселок, который раньше носил смешное название Мухалатка. Здесь, ближе к горам была дача писателя Ю. Семенова, а ныне его дом-музей. В этом доме были написаны такие знаменитые романы, как «Приказано выжить», «ТАСС уполномочен заявить», «Экспансия», «Горение», «Тайна Кутузовского проспекта», «Версии» и др. Юлиан Семёнов умер в 1993 г. в Мухалатке. Прах писателя развеян над Чёрным морем.
Выше Мухалатки через горы пролегает тропа Шайтан-Мердвень (Чертова лестница, тюрк.), ведущая на одноименный перевал. Тропа начинается от старой дороги Ялта – Севастополь. Шайтан-Мердвенем прошла целая плеяда литературных знаменитостей, оставив память об этом в своих дневниках, письмах, литературных и научных трудах:
А. С. Пушкин, А. С. Грибоедов, В. А. Жуковский, И. А. Бунин, Н. Г. Гарин-Михайловский, Леся Украинка, А. К. Толстой, В. Я. Брюсов и многие другие. Вот как молодой Пушкин описал путешествие через перевал: «По горной лестнице взобрались мы пешком, держа за хвост татарских лошадей наших. Это забавляло меня чрезвычайно и казалось каким-то таинственным восточным обрядом».
А вот менее известные строки
Леси Украинки о перевале Шайтан-Мердвень (в переводе с украинского):

 Красные скалы и сизые горы
 Дико и грозно нависли над нами.
 Это злых духов пещеры, затворы
 Высятся под облаками.
 Скалы до моря сползают грядою.
 Чертовой лестницей их называют.
 Демоны сходят по ним, а весною
 Гулкие воды сбегают.

В двух-трех километрах западнее Мухалатки белеют новые корпуса санатория «Мелас». А в тени деревьев прячется старое здание – небольшой симпатичный дворец «Мелас». В середине XIX в. здесь жил русский поэт
А. К. Толстой – один из литературных «отцов» Козьмы Пруткова, посвятивший немало поэтических строк Крыму. Мы уже упоминали о нем.

Несколько строк о Ялте и Южном береге.

Стукну по карману – не звенит.
Стукну по другому – не слыхать. Если только буду знаменит,
То поеду в Ялту отдыхать.
Н. Рубцов о Ялте

Я езжу
         по Южному
                       берегу Крыма, –
не Крым,
             а копия
                      древнего рая!
Какая фауна,
                     флора
                              и климат!
Пою, восторгаясь
                              и озирая!
В. Маяковский


...Несется вниз струя живая,
Как тонкий флёр, сквозит огнем,
Скользит со скал фатой венчальной
И вдруг, и пеной и дождем
Свергаясь в черный водоем,
Бушует влагою хрустальной...
И. А. Бунин о водопаде Учан-Су

Гурзуф

В конце 19-го – начале 20-го вв. Гурзуф уже был престижным курортом с  богатой публикой. “В Гурзуве не ищут уединения и поэзии. Громадные гостиницы столичного типа, богатый ресторан, с утра до вечера наполненный местной и случайной публикой, изысканные туалеты дам, электрическое освещение и музыка, играющая два раза в день, придают гурзуфской жизни совершенно не тот характер, какой мы видим в Алупке или Мисхоре” – так писал Н. А. Головкинский о Гурзуфе. Рядом с богатой публикой отдыхали и люди творческих профессий.
В Гурзуфе побывало в разное время множество знаменитостей. В память об этом в Гурзуфском парке установлены бюсты
А. Мицкевича, Л. Украинки, Ф. Шаляпина, А. Чехова, М. Горького, В. Маяковского. А еще тут бывали Бунин и Куприн, художник К. Коровин. В Гурзуфе у Чехова была небольшая дача на берегу моря, там сейчас филиал ялтинского дома-музея Чехова.
Но навсегда прославил Гурзуф великий русский поэт
А. С. Пушкин. Летом 1820 г., в доме, который принадлежал герцогу де Ришелье, остановился молодой Александр Пушкин, прибывший в Гурзуф  вместе с семьей генерала Н. Н. Раевского. Дни, проведенные в Гурзуфе, оставили в Пушкине самые живые и яркие впечатления, к которым поэт не раз возвращался  позднее в стихах и письмах к друзьям. Он пробыл здесь всего три недели, но считал это время «счастливейшими минутами жизни».
В этом доме ныне открыт музей А. С. Пушкина. Его экспозиции позволяют совершить увлекательное путешествие по тем крымским уголкам, где побывал молодой Пушкин. Восторг от южной природы и замечательных друзей вылился во множество произведений: поэмы «Кавказский пленник», «Таврида» и «Бахчисарайский фонтан», лирический цикл стихов о Тавриде. И главное пушкинское произведение  – «Евгений Онегин» тоже задумано здесь.
Возле музея растет кипарис, который помнит Пушкина и упоминается в его письмах. Ежегодно, в день рождения поэта – 6 июня и в день смерти – 10 февраля, Музей Пушкина проводит в Гурзуфе праздники поэзии, а во всех городах Крыма, где он побывал (Керчь, Феодосия, Гурзуф, мыс Фиолент, Бахчисарай, Симферополь), к его памятникам возлагаются цветы. И мы помним его бессмертные строки о Крыме:

Кто видел край, где роскошью природы
Оживлены дубравы и луга,
Где весело шумят и блещут воды
И мирные ласкают берега,
Где на холмы под лавровые своды
Не смеют лечь упрямые снега.
А. С. Пушкин

Алушта.

В этом городе есть Литературно-мемориальный музей С. Н. Сергеева-Ценского.
Музей находится в доме,  где с 1906 по 1958 год жил и работал известный писатель, академик С. Н. Сергеев-Ценский (1875–1958), ныне изрядно подзабытый. Здесь, на горе Орлиной, были написаны самые значительные произведения автора – эпопея «Преображение России», в которую вошли 12 романов, 3 повести, а также известный роман «Севастопольская страда». Писатель похоронен рядом с домом.
Есть в Алуште и музей писателя
И. С. Шмелева, русского зарубежного писателя. И. С. Шмелев (1873-1950) – прожил в Алуште четыре трагических года – с 1918 по 1922 год. В 1922 г., после расстрела сына, эмигрировал во Францию, где создал немало художественных произведений, среди которых «Солнце мертвых» – одно из наиболее значительных художественно-документальных произведений о Гражданской войне в России. Довольно мрачная книга.
Есть в Алуште курортная местность – Профессорский уголок. Здесь у подножия горы Кастель в середине XIX в. одной из первых поселилась
М. А. Данненберг-Славич, незаурядная женщина, автор первого «Путеводителя по Крыму» (1874 г.). До революции 1917 г. здесь имели здесь дачи видные ученые того времени, отсюда и название. Многие из них были неплохими литераторами, например, профессор Н. А. Головкинский, видный ученый-гидрогеолог, который стал автором одного из первых путеводителей по Южному берегу Крыма и ряда стихотворений.

 «Узкие, кривые улочки Алушты, которые не заслуживают названия улиц, теснились по крутому склону над речкой Улу-Узень. Издали кажется, что маленькие домики с плоскими крышами и неизменными галерейками буквально стоят один на другом».

 «Это один из самых прелестных уголков, какие мне случалось видеть. Только лучшие места Щвейцарии и Италии могут выдержать с ним сравнение».
Профессор Н. А. Головкинский об Алуште и Профессорском уголке

Вот как, например, Головкинский описывал посещение пещеры и свои ощущения от  этого:

Час спустя вся кавалькада –
Пред пещерой. Темный вход,
Точно зев отверстый ада,
Души жертв заблудших ждет.
Сходят робкими шагами
Вниз, по скользкой крутизне;
Грязь и камни под ногами,
Тьма и холод в глубине...

Был в Алуште и
А. Мицкевич. И написал:
Склоняюсь с трепетом к стопам твоей твердыни,
Великий Чатырдаг, могучий хан Яйлы.
О, мачта крымских гор! О минарет Аллы!
До туч вознесся ты в лазурные пустыни.
(Перевод И. А. Бунина)

Продолжение следует.