Данный текст был мною написан в прошлом году в период дистанционного обучения. Сейчас листала свою страницу и случайно наткнулась. Прочитала - показалось забавным, поэтому переношу его сюда.
Вот уже полтора месяца над страной разносится вселенский детско-родительско-учительский плач, имя которому "дистанционка". Свои претензии и жалобы на нелегкую судьбу не высказал только ленивый, к коим я до сегодняшнего дня относила и себя, предпочитая не тратить время на пустопорожние разговоры, а посвятить его, вы не поверите, работе. С одной стороны, конечно, зная обо всех излагаемых проблемах не по наслышке, всех было жаль. С другой, думалось мне, это же новый формат работы, а значит, должно быть интересно, тем более, что некоторый опыт такой работы уже был: были и смонтированные видеоуроки, и вполне себе налаженный интернет-канал связи с детьми. К тому же и дети у нас вроде как уже не совсем дети, а значит одной проблемой (родительской) будет меньше, потому как люди, гордо носящие звание студентов, вполне себе самостоятельно могут включить компьютер, скачать задание, посмотреть видеоурок. Как же фатально я ошибалась. И потому тоже решила внести свой вклад в учительские стенания.
Но вначале небольшое лирическое отступление о моем предмете, одном из самых сложных, по мнению детей. И не потому, что нет адекватных учебников, не потому, что в очень маленькое количество часов программой впихнуто огромное количество авторов и произведений, а потому, что, в отличие от других предметов, требующих только изучения лекции или параграфа в учебнике, требуется читать произведения — задача для современных студентов непосильная.
Долго и упорно пыталась донести до наших студиозусов простую мысль о том, что предмет «Литература» предполагает (вот уж странность) чтение литературы. Честно старалась сделать свои уроки интересными, не заклиниваясь на нудном чтении лекций. Предлагала альтернативы, уговаривала, убеждала, ругала, даже иногда наказывала «дополнительными» заданиями, предварительно урезанными в пику программе. И снова уговаривала, убеждала... Но раз за разом наталкивалась на невинный, не обремененный даже проблеском знания взгляд, прикрытый поволокой непонимания. Впрочем, некоторые пытались обосновать свою позицию: «Не интересно, не понимаю, нам это не нужно». Остальные лишь нежно улыбались, глядя на мои потуги. Конечно же на всем курсе нашлось несколько человек, претендующих на получение хоть мизерного, но образования. Некоторые успевали просмотреть по диагонали краткое содержание, другие, устав от трудового дня на шашлыках, пытались смотреть экранизации, рекомендованные мной как альтернатива чтению (ведь понимала же, что читать не будут). Результат был тот же: «Не интересно, не понимаю, кто все это придумал».
Но, находясь в классе в непосредственной доступности для тех, кто ходил на уроки, я как-то справлялась (или думала, что справлялась), опуская что-то совсем уж неинтересное, подменяя чтение наизусть «выразительным» чтением по слогам, рассказывая о персонажах, читая куски из произведений, которые, с плавным течением программы становились все объемнее. Иногда в детских глазах вспыхивали искры интереса, радуя меня достигнутыми результатами. И вот грянула дистанционка.
То есть теперь, наконец, о том, ради чего и была затеяна вся эта писанина. С энтузиазмом ринувшись осуществлять новые требования процесса, тешила себя мыслью, что это не просто интересно, это еще и даст дополнительное время на изобретение чего-то нового, полезного, того, что, возможно, выдернет детей из спячки (дополнительно время, по моему разумению должно было появиться за счет избежания переходов до работы и обратно).
Однако... Лекции, вдохновенно созданные длинными бессонными ночами, оставались без внимания. Количество просмотров первого же видеоурока (смонтированного за четыре дня, нет, за четверо суток) уныло застыло на отметке «22», четко обозначив количество студентов на всем курсе, все еще пытающихся учиться, или делающих вид, что пытаются. Записанные вебинары вообще остались «за кадром». В надежде «взбодрить» дисциплину, организовала онлайн-семинары. Выслушав стенания по поводу невозможности присутствия в связи с тотальной занятостью (друзья, работа, свои дела и вообще "в десять утра слишком рано, в это время я еще сплю"), попыталась в который уже раз объяснить, что дистанционное обучение не есть каникулы, а семинары пройдут исключительно в рамках расписания, которого и студенты и преподаватели обязаны придерживаться. Показалось, что поняли, и, еще немного пострадав (каждый в личном сообщении, на что ушло больше чем полдня), отправились готовиться.
Вот когда я в полной мере прочувствовала все «прелести» дистанционки, окончательно растеряв остатки иллюзий на предмет собственных возможностей. Первая же группа, явившаяся на онлайн-урок в количестве десяти человек (из 26), вяло потыкав в кнопки свежевключенного оборудования на котором неожиданно перестали работать микрофоны, наушники и т. д. (несмотря на то, что каждая группа была предварительно собрана в онлайн-режиме, чтобы проверить связь, разобраться что и как работает), заикаясь и хрюкая, по слогам зачитала несколько сообщений. В процессе увлекательного прослушивания совсем не увлекательных выступлений половина из явившихся тихо исчезла из сети. Вопреки моим чаяниям, многочасовая подготовка к уроку и сам урок оказались только предварением к основной части работы. После озвучивания оценок за урок мгновенно включилось оборудование, видимо проснувшееся наконец вместе со своими хозяевами. Вынырнули из небытия и те, кто не потрудился явиться на урок. Сколько же всего я узнала о себе вообще и своих уроках в частности.
Но это только прелюдия. В первую очередь хотелось сказать о работах, которые наши детки предположительно должны предположительно сдавать предположительно после выполнения. Но это преподаватели наивно предполагали, что дети вообще-то должны учиться. Наши предположения категорически не совпали с решением детей. По факту выяснилось, что о существовании расписания дети до сих пор даже не подозревали, некоторые вообще не знали, что означает это слово, так как на уроки и до дистанционки ходили только в свободное от своих дел время.
Выполнение одного задания в неделю моментально возвелось в ранг подвига, все также муссировались все те же причины: «не хочу, не понимаю, зачем мне это нужно». Правда теперь прибавились новые обстоятельства, ну никак не позволяющие "жаждущим знаний" детям получать образование: «не работает, не грузится, не открывается».
По странному стечению обстоятельств основная масса выполненных заданий загружается в выходные, когда преподавателям, уставшим от недельного «нечегонеделания» предписывается проверять работы, в которых не открываются фалы, несмотря на многократные предупреждения неправильно подписанные, или вообще отсутствуют. Студенты четко контролируют работу преподавателей в выходные, с самого утра несутся гневные письма: «Я вчера в 10 вечера выложил вам работу, которую надо было сдать три недели назад. Почему она до сих пор не проверена?» И крепостной преподаватель, не успевший вовремя отползти от компьютера, вынужден отрабатывать персональную барщину (студенты пребывают в твердой уверенности, что преподаватели находятся у них в персональной крепостной зависимости) и объяснять (в который уже раз), что в 6 утра честно пытался проверить работу, выложенную в 10 вечера, но к стыду своему не смог, так как файл, неправильно подписанный, не открывается.
Ну а теперь о вчерашнем дне, собственно и сподвигшим меня все это написать. Первый после праздников рабочий день начался бодро. Открыв глаза, в робких утренних лучах солнца разглядела часы. Они показывали четыре часа утра (знаковое время). В глубине сознания тут же заворочалась мысль: если сейчас не сяду за работу (обычно начинаю в 5, когда интернет почти не виснет), ничего не успею, потому что вчера почти ничего не сделала. Не сделала, потому что был выходной. Сон улетучился мгновенно, уступив место стыду. Вспомнился вчерашний день: набросав конспект очередной лекции, который еще предстоит дорабатывать, решила перемыть эверест посуды, подпиравший потолок, попутно провела онлайн-консультацию (нельзя же отказать детям попросившим помощи и бодро голосовавшим накануне за ее проведение, а потом подключившимся в, мягко сказать, неполном составе). Из-под двери мне в глаза печально смотрел давно не мытый пол. Где-то в глубине сознания стала зреть мысль об очередном «веселом» выходном дне. Вдруг эта самая мысль категорически оформилась: «Выходной! А значит на вполне законном основании могу и пол помыть, и даже пойти посадить что-нибудь на грядку». В общем, решила я воспользоваться своим, как я думала, законным выходным. И вот теперь настал час расплаты.
Итак, четыре утра, компьютер, чашка кофе, вторая, пятая. Проверяю работы. 8 утра, шестая чашка кофе. Работы продолжают падать, за 6-е апреля (т.е месячной давности), за 10-е, за 15-е. 10 утра, очередная чашка кофе. Попутно пытаюсь составить отчет. 11 утра, проверяю работы, пишу комментарии, параллельно отвечаю на гневные письма недовольных оценками. Праведный гнев вызван моими комментариями.
А дело в следующем. Очень быстро поняв, что ничего смотреть-читать-учить на дистанционке не будут, в лучшем случае погуглят и найдут нечто близко (или не очень близко) подходящее по теме, решила нервы не тратить, проверять, "что дали". Единственное условие, которое сама себе поставила, чтобы это хоть отдаленно напоминало самостоятельно выполненную работу. Однако дети у нас ужасно сообразительные (ужасно быстро соображают, что сделать, чтобы ничего не делать), креативности их просто нет предела. В данном случае она выразилась в том, чтобы кто-нибудь один что-нибудь нашел, а потом вся группа (или небольшая организованная группировка) дружно выложила это что-то на сайте. Т.е., проще говоря, один делает работу, а все остальные ее сдают, не умудрившись поменять ни одной запятой.
Впрочем, были и оригинальные списания, такие я оценивала хорошо, и даже писала комментарии: «Молодец, хорошо списал», имея в виду, что работа не скачана, а списана и не с одного сайта, а с нескольких (ну, действительно молодец, работал же).
Полдень. Кофе больше не лезет. Работы продолжают падать. Видимо среди студентов прошла информация, что будет собираться статистика выполненных работ. 2 часа дня. Работы проверять больше некогда, в личных письмах (каждому по отдельности) доказываю, что работа списана, что сдавать одну работу на всех, это неправильно.
4 часа дня, заканчиваю отчет. Понимаю вдруг, что официально рабочий день закончен (по количеству отработанных часов он закончился уже 4 часа назад), и значит, могу пойти пообедать, потому что еще не завтракала.
Схватив бутерброд, возвращаюсь к компьютеру. Предстоит разбираться с должниками из своей группы, куратором которой являюсь. Пишу письма. Исчерпав аргументы, выхожу из беседы. На звонки родителям сил уже не остается. Вспоминаю про незаконченный вчера конспект.
6 часов вечера. Отвечаю на гневные комментарии недовольных оценками. Делаю это «вслепую», потому что глаза давно и безнадежно слезятся.
8 часов. В не помню какой раз объясняю в личных сообщениях, что сочинение — это не то, что списал с какого-то сайта, а то, что сочинил сам, на основе того, что сам прочитал в произведении. Открываю последнее письмо, в котором обнаруживаю извинения от одной из групп, сдавших коллективную работу. Тихо радуюсь (наверное тому, что придется проверять все еще раз).
8 часов 56 минут. Расправляю давно затекшую спину, блаженно прикрываю глаза в твердой уверенности, что второй (или уже нет?) рабочий день за сегодня окончен. Из блаженного состояния выдергивает звук пришедшего сообщения. Думаю, что прислали очередное «письмо счастья» ( В «Одноклассниках» это сейчас модно). Открываю глаза: 21:01. Изучаю послание. В нем теперь уже мамочка одного из студентов выражает негодование по поводу моих комментариев из серии «Хорошо списал». Упорно доказываю сначала, что работа списана, предоставляя скрины из антиплагиатной программы. Потом отрабатываю возражения на предмет «мы с ним списывали вместе и я, как участник списывания, вашим комментарием не довольна». Опять доказываю прописные истины, что сочинение это то, что сочинил сам, предварительно ознакомившись с текстом произведения. Остаюсь непонятой. Эмоций уже не выражаю, ни в слух, ни даже про себя. Радуюсь обиженному «Спокойной ночи». 22:05. Все, рабочий день закончен.
Сегодня я, о ужас, проспала. Аж до 7 утра.
Не знаю почему, но мне больше не жаль, ни детей, ни родителей. Искренне жаль своего потерянного на видеоуроки, вебинары, семинары времени. Больше изголяться не буду. Пойду проведу классный час онлайн.
А как походила дистанционка у вас? Пишите в комментариях и, конечно, подписывайтесь на канал.