Как указывалось ранее (Часть №1), налоговые органы стали представлять собой аналитические службы, использующие программное обеспечение для выявления схем, используемых налогоплательщиками для минимизации налоговых платежей.
В абсолютном большинстве случаев, алгоритмы заложенные в программных комплексах АСК НДС-2 и АСК НДС-3 позволяют достоверно выявить все необходимые для налогового контроля данные до назначения выездной налоговой проверки или до получения запрошенных документов при камеральной проверке.
Налоговикам «помогают» комплексы «ВНП-Отбор» «Доход», «Однодневки», «Налог-3», «Счета-фактуры», «Схемы», «Таможня» и другие.
Основой работы комплексов является так называемый риск-ориентированный подход.
Безусловно, изначально все эти системы были нацелены на выявление налоговых «разрывов» по НДС, то есть на борьбу с использованием фирм «однодневок». Надо признать, что данная проблема в значительной мере решена. При этом нельзя считать, что решение этой проблемы было в сфере именно надлежащего «нормативно-правового» регулирования и использования программных комплексов.
В значительной степени решение этой проблемы было обеспечено за счет формирование практики возложения ответственности за действия фирмы «однодневки» на ее контрагентов. Тем самым, добросовестные налогоплательщики стали выполнять функции «налоговых агентов» по борьбе с фирмами «однодневками».
По сути, при существующем программном обеспечении истребование документов при выездной и камеральной проверке, а также встречная налоговая проверка служат инструментом не выявления налогового правонарушения, а получения и закрепления доказательств правонарушения, выявленного программным обеспечением.
Следовательно, роль бухгалтеров и юристов в таких условиях должна снижаться, но в действительности происходит совсем наоборот.
Кроме роста значения программного обеспечения, особую роль для оценки деятельности хозяйствующего субъекта имеет субъективно-оценочные признаки «добросовестность и разумность».
Кроме общепринятых подходов, состоящих в оценке деятельности организации или ИП с точки зрения установления реальной цели сделок, целесообразности тех или иных сделок, обстоятельств их (сделок) исполнения, особое значение приобретает профессиональное чутье сотрудников на «потенциальные» налоговые риски, связанные с изменением практики применения налогового законодательства.
То есть бухгалтер и юрист должны интуитивно ощущать все возможные варианты «толкования» налогового законодательства и через год и через два после совершения тех или иных сделок.
Большинство крупных налоговых доначислений вызваны именно желанием налогоплательщиков воспринимать закон как постоянную, консервативную конструкцию, в то время как первостепенное значение имеет не закон, а подверженная корректировке практика его применения.