Найти тему
Елисей Розанов

Такое уважительное отношение Путина не поколебал тот неоднозначный исторический подход к евреям, который он неизбежно наблюдал в

Такое уважительное отношение Путина не поколебал тот неоднозначный исторический подход к евреям, который он неизбежно наблюдал впоследствии на службе в КГБ. А было оно действительно сложным. Многие евреи, мягко говоря, были самыми суровыми критиками советской власти, которую спецслужба обязана была защищать. В то же время немало их было секретными агентами самой службы. Причем весьма полезными. Но евреев-сотрудников практически не оставалось. В годы службы Путина их можно было перечислить по пальцам. Собственно, на виду оставались два сотрудника - председатель КГБ Юрий Владимирович Андропов и начальник факультета Высшей школы КГБ полковник Анатолий Исаакович Цветков. Новых сотрудников из числа евреев не брали. Прямого письменного запрета не было. Но это диктовалось тем, что в КГБ вообще не брали тех, у кого имелись зарубежные родственники. А у кого же из евреев их не было? Особенно после массового их исхода из СССР во второй половине 60-х и в 70-х годах. О том, что, несмотря на реальные и мнимые проявления предвзятости населения к евреям, Путин относится к ним нормально, доказательств имеется немало. Наиболее убедительно об этом говорит тот факт, что именно он рекомендовал этнического еврея Дмитрия Медведева на посты президента и главы правительства. И пусть после этого у кого-то повернется язык сказать о российском антисемитизме. Тем более на государственном уровне. Бытовые проявления, особенно на уровне анекдотов, не в счет. Да к тому же в них-то как раз евреи и выглядят довольно симпатично. Но нельзя не замечать пропасти между такими их представителями, как мудрый Иосиф Кобзон, и так называемыми историками типа Сванидзе, которые пытаются свести весь тысячелетний российский исторический опыт к сталинским репрессиям.

Отец Путина Владимир Спиридонович, инвалид войны, секретарь парторганизации цеха, работал мастером на заводе. Приходил домой поздно, усталым и только иногда журил сына за плохие оценки. Но в его поведении не видел ничего необычного. Мол, пусть озорничает. Когда еще, как не в детстве. Мама в этот период не работала. Но школьными делами сына практически не интересовалась. Она держала дом. Пылинки с долгожданного и ненаглядного сыночка сдувала, лучший кусочек старалась подложить, строго следила, чтобы выглядел опрятно. Но за выполнением домашних заданий не следила, так как сама была не очень дружна с грамотой. Еще в младенчестве мама втайне от мужа-партийца крестила Володю в Спасо-Преображенском соборе Ленинграда. Позже он будет крещен по собственному желанию в Иерусалиме. Дважды креститься церковь не возбраняет. Это дело каждого. Но как коммунист и офицер советской спецслужбы, в реальности он не мог не быть атеистом. Наверное, поэтому решил перекреститься в сознательном возрасте. Возможно, это помогло ему приблизиться к Богу и укрепиться в Вере. Да и для народа глубоко верующий президент все же лучше правителя-безбожника.

Когда сын учился в третьем классе, чтобы улучшить достаток семьи, Мария Ивановна тоже стала работать. Иногда в двух-трех местах подрабатывала. То на ночной разгрузке хлеба в булочной, то санитаркой в поликлинике. За все бралась. С этого времени Володя и вовсе оказался предоставленным сам себе. В результате четвертый класс он закончил с одной двойкой и был переведен в пятый условно. Трудно сказать, к чему бы привела такая ситуация, во что бы она вылилась в будущей жизни. Возможно, он окончательно превратился бы в уличного паренька и в смутное постперестроечное время оказался не заместителем мэра города на Неве, а по другую сторону, в какой-нибудь очень нехорошей компании. Как многие выросшие в ленинградских дворах его сверстники. Это о них "Бандитский Петербург". Но ему повезло (потом по жизни он так и будет везунчиком). В школу пришла молодая учительница, которая вытащила его из дурной компании. Вера Дмитриевна Гуревич стала классным руководителем пятиклассников. Основное внимание уделила неблагополучным детям. Среди них оказался и Володя Путин. Хотя девчонки класса считали, что он дерется только за справедливость. Одноклассница Оля Данилова называет его настоящим, не показушным лидером класса: "Он был умный, но не занудный. Не болтливый. Никакой позы. Никакого хвастовства". Гуревич нашла ему занятие - смогла привлечь в кружок по изучению немецкого языка. В будущем он овладеет им настолько, что выступит на языке Гете, как президент России, в парламенте Германии.

Нередкие стычки между мальчишками показали, что для "победы" щуплому подростку часто не хватало сил. Поэтому было решено "подкачаться". Вскоре Володя Путин с другом Васей Шестаковым стали посещать секцию самбо, а после просмотра фильма "Гений дзюдо" увлеклись, как оказалось, на всю жизнь и этим видом борьбы.

Мария Ивановна Путина от кого-то узнала, что ее сын записался в какую-то секцию дзюдо. Она заволновалась и спросила:

- Вова, сынок, чем ты там занимаешься? Это не опасно?

- Ма-а, не переживай, я учусь защищаться.

Мария Ивановна сделала вид, что успокоилась. Но когда муж пришел с работы, попросила:

- Отец, ты бы сходил к тренеру и узнал, от кого он собирается защищаться. Как бы беды не вышло.

Отец к тренеру не пошел, а с сыном поговорил по-мужски.

- Раньше, когда ты был малым, я тебе этого не говорил. А теперь слушай. Мы перед войной тоже учились защищаться. И были дураками! Если Сталин в чем и виноват, так в том, что не ударил по фашистам первым. Беды сорок первого тогда бы не вышло. Нечего было тянуть. Мы же знали, что Гитлер нападет. Я на себе это испытал. И до смерти теперь буду хромать. Так что учись на тренировках не защищаться, а бить первым.

После позднего приема в пионеры Володя сразу стал председателем совета пионерского отряда. Так из неявного он превратился в формального лидера класса. В этот же период под совместным и жестким контролем отца и Веры Дмитриевны стал учиться только на "хорошо" и "отлично". За это он до сих пор помнит свою учительницу и поддерживает с ней добрые отношения. Недаром годы спустя из всех учителей он только ее пригласил на церемонию принятия присяги президента.

Дзюдо с 30-х годов прошлого века как "чуждый нашим идеалам" вид силовых единоборств (чрезмерные мягкость и этичность) в СССР был предан забвению. В противовес ему развивали более приспособленный к постреволюционному времени и жесткий вид под названием "самбо". Причем боевое. И только в 1962 году наши спортсмены-дзюдоисты впервые успешно выступили на чемпионате Европы. В 1972 году была создана Федерация дзюдо СССР. С 70-80-х годов этот вид спорта особенно развивался в рабочих спортивных клубах и в высших учебных заведениях. Сейчас у дзюдо, не без влияния президента-дзюдоиста, число поклонников и спортсменов выросло многократно. А самбо явно отошло на вторые позиции. Возможно, это одна из примет более гуманного времени.

Не так много видов спорта, которые по-настоящему и, главное, явно положительно влияют на философию и стиль жизни спортсменов. Дзюдо - один из таких. По задумке его основателя японца Кано, этот спорт призван быть средством формирования гармоничной личности. Каждый, кто приступает к тренировкам в секции дзюдо, обязан изучить и потом строго соблюдать его принципы в спорте и повседневной жизни. Быть верным клятве дзюдоиста. Не случайно в смутных 90-х среди спортсменов-рэкетиров, крышующих бизнес, дзюдоистов не было.

Многие годы Владимир Путин посвятил дзюдо. В соревнованиях участвовал до самого отъезда в 1985 году для работы за границей. Поэтому понять его отношение к себе, к окружающим и к делу невозможно без знания и понимания основных принципов этого вида спорта, а также кодекса чести дзюдоиста, в котором предписывается быть решительным, но вежливым, смелым, искренним, честным, скромным, верным дружбе, уважать окружающих. Путин не один раз публично проявлял такие качества. Хотя бывает и жестким. Иногда - дерзким. Однако по отношению к соратникам и подчиненным эти качества больше похожи на "жесткость" крыловского повара. Дерзость в нем от самбо, а вот сдержанность и гибкость - от дзюдо. Решительности не хватает. Бывает, правда, дерзок до злобности. Но как-то больше в свисток. Поэтому многим не нравится его снисходительное отношение к Чубайсам, сердюковым и им подобным деятелям. Все-таки положение обязывает не забывать, что "пряник" и "кнут" хороши в паре. Он как-то объяснял известному журналисту В. Третьякову, что желание "врезать" появляется нередко, но останавливает боязнь сорваться в репрессии. Мол, мы это уже проходили. Видимо, этика дзюдоиста срабатывает. Однако китайцы, тоже поклонники дзюдо, министра железных дорог и жену второго в стране руководителя, да и других высокопоставленных взяткобра-телей приговорили к расстрелу без колебаний. А мы - российские "дзюдоисты" - расстрел отменили даже за убийства! Не все, что хорошо на татами, срабатывает в суровых условиях реальной жизни.