Найти в Дзене

Три главные маркетинговые ошибки при организации вакцинации в России

С точки зрения продавца с 30-летним стажем.

Ровно год назад, 11 августа 2020 года Министерство здравоохранения РФ зарегистрировало (якобы) первую в мире вакцину от коронавирусной инфекции “Гам-КОВИД-Вак”.

(На самом деле первыми вакцину выпустили китайцы, что неудивительно. Скорее всего, вирус попал в человеческую популяцию из лаборатории Уханьского Института Вирусологии. Логично, что китайские ученые дальше остальных продвинулись в создании препарата и обладали временной форой. Подробнее об это в статье “Разведка США настаивает…”).

Первая российская вакцина получила торговое название “Спутник V”, символически объединив в нем два главных достижения нашей страны в ХХ веке: первенство в освоении космоса и победу в войне. Бравурные рапорты настраивали на скорое завершение пандемии и возвращение к нормальной жизни. Прошел год, Россию накрыла третья волна пандемии, счет умерших от инфекции ежедневно идет на сотни. Самая важная причина этой ситуации – “неидеальная” реализация кампании вакцинации населения. Будучи первой на старте, обладая уже четырьмя отечественными вакцинами, на 7 августа 2021 года Россия занимает только 77-е место по доле привитого населения.

Инфографика от проекта Our World in Data
Инфографика от проекта Our World in Data

На мой взгляд, причины неуспеха кроются в прямолинейном “чиновничьем” подходе к реализации программы. Как человек с более чем тридцатилетним опытом в организации продаж, я расскажу о трех главных “маркетинговых” ошибках, совершенных исполнителями. Трагедия в том, что, совершая подобные ошибки, бизнес теряет всего лишь деньги, ошибки чиновников стали причиной смерти людей.

Ошибка №1 – “Фальстарт”. Учит же народная мудрость: “Не говори «гоп», пока не перепрыгнешь”. Изобрести и зарегистрировать вакцину, совсем не то, что развернуть ее производство в промышленных масштабах и правильно организовать логистику.

У нас же, начиная с середины августа все СМИ заполнились победными чиновничьими реляциями о скором начале всеобщей вакцинации. Только вот каждые две недели сроки стали сдвигаться. И заявления разных чиновников стали противоречить друг другу. В результате только в декабре-январе приступили к вакцинации отдельных групп населения. Для всех желающих в Москве прививка стала доступна только в феврале 2021 года. Разрыв между обещанием и исполнением почти 6 месяцев. Невозможно удерживать фокус на проблеме в течение такого длительного времени. Тема вакцинации в сознании граждан, увы отступила на второй-третий план.

Здание НИЦЭМ им. Н.Ф.Гамалеи, фото с сайта Яндекс.Карты
Здание НИЦЭМ им. Н.Ф.Гамалеи, фото с сайта Яндекс.Карты

Ошибка №2 – “Дискредитация категории”, создала гремучую смесь в паре с ошибкой “Фальстарт”. Азбука торговли – нельзя ругать конкурента, конкурента нужно хвалить. А еще нужно подчеркивать преимущества своего продукта на фоне отличных продуктов других производителей.

В маркетинге давно известно, что только 15% эффекта от рекламы работает на продукт рекламодателя, остальные 85% рекламируют всю категорию в целом. Не важно какую: йогурт, фруктовые соки, кофе или вакцину. И также в обратную сторону. Наши ответственные чиновники взялись с упоением рассказывать, какие замечательные вакцины созданы в России и какие никудышные “у них”: низкая эффективность, осложнения, сомнительные отдаленные последствия. Садись, два! Дискредитирована идея вакцинации в целом.

Рекламу своих вакцин следовало бы построить по другому принципу (по аналогии с премиальными автомобильными марками). У англичан есть роскошный автомобиль Bentley (AstraZeneca), у американцев надежный Cadillac (Pfizer) и машина будущего Tesla (Moderna). Но и в России создали продукт ТАКОГО ЖЕ высокого мирового класса Aurus (Sputnik V). Позиция “мы д’Артаньяны в белых костюмах, а они …ушлёпки" вызвала законный скепсис.

Российская вакцина “Гам-КОВИД-Вак” (Sputnik V)
Российская вакцина “Гам-КОВИД-Вак” (Sputnik V)

Ошибка №3 – “Пассивность в популяризации”. Ок, худо-бедно пережили период дефицита, вакцина стала общедоступной. В феврале-марте прививки сделали граждане, для которых вакцинация — это осознанный выбор. А дальше – всё, апрель-июнь показатели ежедневного числа прививок устремилась вниз.

Причина – отсутствие рекламы, отсутствие работы с лидерами мнений. Процесс пустили на самотек, забыв о поговорке известного эпатажного бизнесмена:

Природа не терпит пустоты. Вакуум заполняется говном

Ахах-ах! Ну кто бы мог подумать, ставка на разум не сработала. Другого результата и не могло получиться, тем более, что площадку для обсуждения быстро заполнили всевозможные теории заговора. Зачем вникать в научную аргументацию, если конспирологические объяснения удобнее ложатся в картинку мира. Плюс противоречивые сигналы: “добровольно / недобровольно”.

Ну и получили то, что получили. Жесткую третью волну эпидемии и сотни смертей ежедневно. Грустно. Говорим о величии страны и по показателям вакцинации “бултыхаемся в бульоне” стран третьего мира. Возможности упущены, теперь без жесткого стимулирования вакцинации достичь показателей развитых стран не удастся. А это опять потери: в людях, в деньгах, в качестве жизни.

Инфографика от проекта Our World in Data
Инфографика от проекта Our World in Data

На самом деле, ошибок гораздо больше. Ошибки неизбежны, пандемия застала врасплох все правительства мира. Избежать неверных решений не удалось руководству ни одной из стран. Главное, своевременно делать выводы и вносить коррективы.

Но, честное слово, детские “маркетинговые” ошибки, о которых я написал сегодня, абсолютно необязательные, могли обойтись и без них.

Вакцинируйтесь и берегите себя!

Успехов,

Ваш РПА