Много ли несчастливых людей в нашей стране?
Что делает нас несчастными?
На эти вопросы я искала ответ двенадцать лет, пока работала на государственной гражданской службе мелким клерком.
К слову сказать, найти хорошую работу в нашем небольшом городе женщине без связей весьма проблематично... Чем меньше город, тем больше кумовства. Постоянная работа за 15 тысяч (грязными) в месяц кажется верхом мечтаний.
Отсидев не один десяток лет на госслужбе, хочу поделиться своим взглядом на эту проблему.
Итак, темное декабрьское утро. В пять утра звонит будильник. С вечера шел снег и надо будет снова браться за лопату и откапывать машину. Но это лучше, чем стоять на морозе по 40 минут на остановке и потом давиться в переполненном автобусе.
Даю себе еще 15 минут полежать в кровати. Ну Вы помните этот момент, когда говоришь себе: "еще пару минуточек и встану"? В 20 минут шестого ползу в ванную, еще нужно успеть проглотить бутерброд с колбасным сыром (на нормальный денег, увы, не хватает) и хлебнуть горячего чаю.
На госслужбе порядок строгий - опоздание на 5 минут и лишат премии. Тогда получать совсем будет нечего. Привычным движением наполняю контейнер сваренным на неделю супом, одеваюсь в "форму", которая тоже приготовлена на неделю: две блузки, юбка и ровно пять колготок. Запасные всегда лежат в тумбочке на работе. Юбку я кладу в пакет с едой, потому что только отчаянные модницы выйдут на двадцатиградусный мороз в капроновых колготках. Напяливаю ватные штаны, куртку и иду к машине.
Ровно в шесть утра проехал трактор и дорога расчищена, но парковки завалены снегом по всей обочине. Дрожащими руками с выжатым сцеплением завожу свою ласточку. Ах как она меня выручает и радует! Сколько сил и здоровья мне бережет. Ура, старенький жигуленок завелся! Быстрыми движениями счищаю снег с лобового стекла. Берусь за лопату. От декабрьского недосыпа кружится голова. Но перерывы в откапывании машины делать некогда.
Дорога до работы не длинная, но проходит через мост. Две городские переправы категорически не справляются с потоком утренних служащих. Полусонные люди стоят в пробках на въезде моста. Смотрю с тревогой на часы: успеваю.
За пять минут влетаю в здание службы. Там уже собралась молчаливая очередь у вахты. Щурясь как кроты от ламп дневного света, люди берут ключи от кабинетов и расходятся по своим каморкам.
Только кажется, что рабочий день длиться 8 часов. Теперь давайте считать сколько в действительности уходит на то, чтобы "поработать".
Для того чтобы успеть к 8 утра, надо встать пораньше. В летнее время в шесть, а в зимнее и того раньше. Утренние часы человек тратит не на себя, а на то, чтобы собраться и добраться до работы. Поэтому можно с уверенностью прибавить утро к рабочему графику.
Обеденный перерыв, когда в отсутствии полноценной столовой или зарплаты для питания в местах, предназначенных для приема пищи, большинство служащих достают свои баночки и унизительно хлебают супчик оттуда. Это время едва ли можно тоже назвать личным. Все для поддержания сил и продолжения рабочего дня. Зачастую совмещая принятие пищи с работой. Любой диетолог ужаснется такому "здоровому" питанию. Напомню, что длиться это десятилетиями.
Возвращение домой, самая приятная часть рабочего дня. Иногда работодатель почему то считает, что вправе задержать работника после работы. В ситуации женской безработицы в нашем городе, приходилось и не раз соглашаться на сверхурочную, никем не оплачиваемую работу, ибо заикание на тему оплаты за это время считается неприемлемым. В госконтракте же черным по белому написано: "ненормированный рабочий день".
Вечерние пробки на мосту могут быть жёсче и дОльше из-за частых аварий. Плохие погодные условия + утомление водителей. Домой удается приползти только в седьмом часу. Сил остается принять душ и перекусить. В восемь вечера уже ложусь спать, ибо завтра опять пятичасовой подъем.
Кто не работал в течение хотя бы пяти лет в таком режиме едва ли поймет всю сложность ситуации. Я же наблюдала вокруг себя глубоко несчастных людей. В большинстве женщин. Придя на работу молоденькой выпускницей ВУЗа, после двадцати лет непрерывного трудового стажа, даже при относительно несложной работе, женщина превращается в старую деву, с потухшим взором и разбитыми надеждами. Мало кто из сотрудниц мог похвастаться маленькими детьми, а те, у кого они все же были, виновато отпрашивались на выпускной в детский садик, чтобы хоть немного порадоваться за своего малыша. Отпускали далеко не всех.
Вырваться из этого болота было довольно сложно. С одной стороны пугала нестабильность. Тут хоть маленькая зарплата, но постоянная.
Мысли о собственной несвободе, когда человек на протяжении многих лет не имеет возможности и времени заниматься своей жизнью порождали суицидальные наклонности, собственную бесполезность и общую безысходность бытия.
А если посмотреть с практической стороны? Так ли важно, чтобы сотрудники были прикованы к своим рабочим местам. Неужели нельзя придумать график удобный для работника? Всю работу, которую я делала на рабочем месте, я смогла и бы дома поделать в более комфортных условиях. Но кто-то очень умный решил, что надо "сидеть" пятидневку от... и до...
Может быть я не права, но на мой взгляд, без особого ущерба, можно сократить продолжительность рабочего дня и тем самым сделать счастливее многих служащих в нашей стране. А часть работы и вовсе вынести за пределы офиса во фриланс. Почему на Кипре можно работать до 13 часов дня? Почему в Париже 36 часовая рабочая неделя? А Испания с их сиестой? И заметьте, их государственная система не рухнула и все продолжает нормально функционировать.
Или "хорошо может быть только там, где нас нет?"