41,5K подписчиков

Легендарный мотороллер 60-ых из Чехословакии. Чезета 501 и 502 (фото +видео)

27K прочитали
Техника из Чехословакии всегда отличалась качеством и продуманным дизайном. Многие вещи сделанные в ЧССР ценились не только в странах социалистического лагеря, но и на Западе.

Техника из Чехословакии всегда отличалась качеством и продуманным дизайном. Многие вещи сделанные в ЧССР ценились не только в странах социалистического лагеря, но и на Западе. Сегодня поговорим о культовой модели мотороллера рожденного в этой стране.

В 1940 году конструктор Ярослав Кох патентует уникальный мотороллер с несущим кузовом. Развивать проект не стали, помешала война, но после её окончания решено внедрить в серию разработку Коха, которая была представлена в виде прототипа К-1.

Чезета 501 1959 года typ03
Чезета 501 1959 года typ03

Выпуск мотороллеров поручают заводу ЧеЗет. К масштабному производству приступают только в конце 1956, начале 1957 года. Мотороллер Чезета-501 оказался настолько удачным, что желающих купить себе такого двухколесного друга оказалось невероятно много. Отличное сочетание технических характеристик и яркий дизайн сделали свое дело.

Техника из Чехословакии всегда отличалась качеством и продуманным дизайном. Многие вещи сделанные в ЧССР ценились не только в странах социалистического лагеря, но и на Западе.-3

Чехословацкий завод CZ начинает поставлять свой новый продукт в 20-ать стран мира - СССР, Европа, США, Австралия и Новая Зеландия. Мотороллер Чезета не был похож на остальных собратьев. Техника очень выделялась в потоке и привлекала внимание, а это в свою очередь новых покупателей.

Техника из Чехословакии всегда отличалась качеством и продуманным дизайном. Многие вещи сделанные в ЧССР ценились не только в странах социалистического лагеря, но и на Западе.-4

Кроме качества сборки аппарат мог похвастать и рядом других интересных решений. Самое заметное, это конечно огромный нос с громадной фарой. Это было не просто огромное крыло, внутри там находился бензобак. Чуть позже на крыло приспособили еще и багажник.

Бензобак в крыле
Бензобак в крыле

Под сиденьем был еще один багажник, а запаска крепилась на заднем крыле. Все это выглядело довольно гармонично. Но и это еще не всё, специально для Чезеты был предусмотрен небольшой прицеп, расширяющий функционал мотороллера.

Техника из Чехословакии всегда отличалась качеством и продуманным дизайном. Многие вещи сделанные в ЧССР ценились не только в странах социалистического лагеря, но и на Западе.-6

Техника подходила как для коротких городских поездок, так и для длительных путешествий, чему способствовали большие 12-дюймовые колеса. В качестве силового агрегата использовался 1-цилиндровый бензиновый мотор рабочим объемом 172 кубических сантиметра мощностью всего 8 лошадиных сил. Двигатель охлаждался от потоков набегающего воздуха, а в городских условиях в жару мог перегреться. Поэтому инженеры решили установить дополнительную систему принудительной вентиляции.

Техника из Чехословакии всегда отличалась качеством и продуманным дизайном. Многие вещи сделанные в ЧССР ценились не только в странах социалистического лагеря, но и на Западе.-7

Третья модификация 501-ой модели получила вентилятор, который вращался ремнем от шкива, установленного на коленвале. Это позволило серьезно снизить риск перегрева. Модернизация мотороллера шла постоянно.

Техника из Чехословакии всегда отличалась качеством и продуманным дизайном. Многие вещи сделанные в ЧССР ценились не только в странах социалистического лагеря, но и на Западе.-8

Вдобавок к заднему прицепу, в качестве опции, появился и боковой прицеп. Люлька под названием Друзета, получила схожий дизайн и была максимально органично вписана в общую концепцию мотороллера. Разработкой бокового прицепа занимался тот же Ярослав Кох. Несмотря на компактные размеры Друзета получила собственный тормозной механизм.

Чезета с прицепом Друзета.
Чезета с прицепом Друзета.

Первое поколение 501-ой Чезеты пережив несколько модернизаций разошлось тиражом более 40 000 тысяч экземпляров. Сегодня посмотреть поближе на 501-ую модель 1959 года можно в Музее техники Вадима Задорожного.

Чезета 502 1960 года
Чезета 502 1960 года

В 1960 году появляется новая модель - Чезета 502, которую выпускали до 1964 года. В СССР Мотороллер можно было купить в крупном магазине спорттоваров. Несмотря на высокую цену, желающих приобрести такую технику было предостаточно. Как вы понимаете, качество мотороллера было на порядок лучше чем у советских аналогов. В народе мотороллер получил кличку "свинья" за характерную внешность.

Техника из Чехословакии всегда отличалась качеством и продуманным дизайном. Многие вещи сделанные в ЧССР ценились не только в странах социалистического лагеря, но и на Западе.-11

Конструкция второго поколения двухколесного аппарата пережила ряд важных изменений. Мощность мотора удалось увеличить до 9.5 лошадей, чего хватало на разгон до 90-км в час. Движок запускался династартером – генератором, имеющим функцию электростартера. А если села аккумуляторная батарея, то в багажнике лежала съемная педаль кикстартера.

Техника из Чехословакии всегда отличалась качеством и продуманным дизайном. Многие вещи сделанные в ЧССР ценились не только в странах социалистического лагеря, но и на Западе.-12

Техника предлагалась в нескольких цветовых сочетаниях. Появились огромные повторители указателей поворота. Изменили подвеску и выхлопную систему. В последние годы выпуска появилась топовая версия ДеЛюкс с рулем классной формы и огромным спидометром выполненным в стиле ЯВЫ тех лет. Всего было выпущено более 70 тысяч мотороллеров второго поколения. 502-ую модель Чезеты я нашел в Автомузее "Моторы Октября".

Техника из Чехословакии всегда отличалась качеством и продуманным дизайном. Многие вещи сделанные в ЧССР ценились не только в странах социалистического лагеря, но и на Западе.-13

В 1964 году должно было появится третье поколение - Чезета 503. Техника фактически была готова к производству и прошла все предсерийные испытания. Но проект был закрыт навсегда. На заводе ЧеЗет якобы не хватало производственных мощностей для дальнейшего производства легенды.

Техника из Чехословакии всегда отличалась качеством и продуманным дизайном. Многие вещи сделанные в ЧССР ценились не только в странах социалистического лагеря, но и на Западе.-14

Снял для своих подписчиков небольшой видео обзор обоих поколений культового мотороллера из ЧССР.

Ну как вам, такая техника?