Весной 2020 года большинство российских учебных заведений были вынуждены перевести всю образовательную деятельность в онлайн-формат. В стремительно ухудшающихся эпидемиологических условиях сроки были поставлены короткие – всего одна-две недели, чтобы сохранить выполнение учебных планов и не сдвинуть сроки сессий и приемных кампаний.
Московский финансово-юридический университет МФЮА перевел образовательный процесс в режим обучения с применением дистанционных технологий всего за неделю. Обширная информационно-техническая база и налаженная образовательная система, сложенная за все 30 лет существования университета, качественные кадры в технических и интернет-отделах, надежные партнеры из сферы IT позволили без потерь организовать продуктивное взаимодействие студента с преподавателем, студенческих групп и всех сотрудников вуза.
В качестве образовательной площадки было принято решение использовать платформу Microsoft Teams, включающую множество инструментов для продуктивного и легкого взаимодействия – чат, видеоконференции, заметки и возможность совместной работы с документами. Преподавателям и студентам важно было использовать такой сервис, который был бы оптимизирован для мобильных устройств и удобен для оперативного обмена информацией, необходимой для эффективной работы.
Возможности платформы
Благодаря платформе Teams у преподавателей появилась возможность создавать задания на практические и лабораторные работы, прикрепляя необходимые для их выполнения методические материалы, а также формировать развернутые и прозрачные критерии оценки. Как только студент выполнит работу, преподаватель получит оповещение и сможет оценить задание в режиме онлайн с трансляцией комментариев обучаемому.
Кроме того, платформа использовалась университетом в период государственных экзаменов. Работы студентов загружались ими в личный кабинет и затем направлялись для проверки в специально созданную в Teams команду для государственной комиссии. Непосредственно во время государственного экзамена создавались две комнаты, как в реальной жизни: одна – для студентов, где они могли общаться между собой во время ожидания, а вторая – для комиссии, куда по очереди приглашали студентов для сдачи экзамена и защиты дипломной работы. Все записи с экзамена автоматически сохранялись на OneDrive.
Георгий Горшков, проректор МФЮА по информационным технологиям: «Специалистами вуза совместно с командой Softline с использованием передовых решений для совместной работы Microsoft 365 была организована возможность для дистанционного обучения в МФЮА. Теперь настроенные сервисы позволяют нам не только проводить лекции, но и обеспечивают взаимодействие со студентами и помогают успешно управлять учебной деятельностью в новых условиях. В результате проекта мы создали своего рода «цифровую» копию нашего университета, которая функционировала эффективно даже тогда, когда участники образовательного процесса только начинали осваивать новые способы взаимодействия».
Уже больше года платформу используют 10 тысяч студентов, ежемесячно проводится около 30 тысяч онлайн-собраний.
Что думают преподаватели
Перемены зачастую отрицательно воспринимаются людьми, посвятившими всю жизнь преподавательской деятельности, особенно это относится к педагогам с большим стажем работы. Тем не менее, как показал опрос, проведенный среди 219 преподавателей со всех кафедр университета, более 60% преподавателей быстро разобрались в системе или уже когда-то вели занятия для онлайн-аудитории, около 30% преподавателей периодически обращались к технической поддержке университета. Лишь у 4% лекторов не оказалось достаточного технического обеспечения для проведения вебинаров.
18% преподавателей с удовольствием бы остались в онлайн-лектории, а 40% предпочли бы разумную комбинацию онлайна с аудиторными занятиями.
«Теоретические предметы вроде Основ теории журналистки или журналистской деятельности легко преподавать дистанционно. А постановка голоса и дикции – это работа непосредственно со студентом, с его физиологическими и эмоциональными особенностями», – поделился преподаватель техники речи и журналистского мастерства.
Подобное мнение поддержало большинство педагогов. Лучшее, на их взгляд, что можно будет использовать в будущем, – это совещания с коллегами и онлайн-консультации по экзаменам и научным работам со студентами.
В целом преподаватели посчитали применение дистанционного обучения студентов интересным опытом: трансформировали домашние задания в командные проекты для коммуникаций студентов во время самоизоляции; настраивали оперативную передачу дополнительных образовательных материалов учащимся; концентрировали информацию в формате презентаций с помощью использования интерактивных досок.
«Для будущих педагогов перенос образовательного процесса прямо к детям, не выходя из дома, – это удивительная возможность. Я применяла приложения Forms, YouTube, One note и другие для самостоятельной работы студентов непосредственно в онлайн-классе. Также пользуюсь платформой Юрайт, где у меня созданы гибкие курсы по моим дисциплинам», – рассказала Юлия Климачёва, старший преподаватель кафедры Психолого-педагогических и театральных дисциплин.
Все ли так радужно?
Конечно, преподаватели отметили и отрицательные стороны обучения онлайн.
- Быструю потерю концентрации внимания студентов отметили 30% участников опроса, а также низкую активность во время занятия, отвлеченность на личные дела. «Заметно усилилась дифференциация студентов по успеваемости: сильные быстро адаптировались и вовлечены в работу, слабые – безнадежно отстают», – увидел закономерность Александр Федоринов, доцент кафедры Государственный контроля и права в сфере природопользования, земли и имущества.
- Невозможность проведения активных дискуссий, командных работ и другие ограничения в подаче материала отметили более 46% преподавателей.
- Большая проблема выявилась в неготовности студентов обучаться дистанционно: 53% преподавателей отметили отсутствие веб-камеры, микрофона, перебои с интернетом на стороне студентов.
По результатам опроса подтвердилось, что большинству преподавателей (более 75%) важно видеть глаза студентов, использовать жестикуляцию и наглядные примеры своего повествования – моментально отслеживать живую реакцию всех студентов группы в ходе учебного процесса, а также степень усвоения ими преподаваемого материала. Некоторым преподавателям важнее чувствовать заинтересованность его предметом (33% опрошенных), без разницы занятие проходит онлайн или нет.
Без внимания не осталось и влияние перехода в онлайн на здоровье. Ухудшение зрения, снижение двигательной активности стало еще одной причиной, почему переход на исключительно онлайн-образование не самый желаемый исход эксперимента.
Наибольшее сомнение эффективности образования с применением дистанционных технологий было выражено по следующим вопросам:
- невозможность проведения онлайн лабораторно-практических работ по товарной экспертизе;
- дисциплины технического профиля требуют специфической визуализации, например, мультипликации;
- сложность проведения практических занятий, особенно по методике преподавания, дизайну, архитектуре, рисунку, актерскому искусству, русскому и иностранным языкам, математике, выездным занятиям;
- недовольство студентами IT-специальностей – преподаватели заявили об отсутствии ПК у ряда студентов, невозможности работать со смартфона.
Что будет дальше?
Стало известно, что Минобрнауки рекомендует вузам перевести студентов, не привитых от коронавируса или имеющих медицинский отвод, на дистанционный формат обучения, одновременно с этой рекомендацией вузам запрещено дискриминировать непривитых студентов. Поэтому учебный год начнется в гибридном формате, а привыкать к новым условиям придется каждому.
Проректор по учебной работе МФЮА Владимир Шутенко видит в принимаемых мерах попытку урегулировать санитарно-эпидемиологическую обстановку в стране. Вуз уже выполнил Постановление главного государственного санитарного врача по городу Москве Е.Е. Андреевой от 15 июня 2021 года №1 «О проведении профилактических прививок отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям», согласно которому 60% работающих в сфере услуг, в том числе образовательных, обязаны были пройти процедуру вакцинации, и планирует довести этот показатель до 100%.
«В сутки в МФЮА проходит около 3500 занятий. Мы организуем смешанный формат обучения: будем контролировать потоки, количество вакцинированных и невакцинированных студентов. Смешанный формат нужен для того, чтобы снизить нагрузку нахождения на территории учебных корпусов единовременно большого количества обучающихся. То есть мы будем разводить человеческие потоки, в обязательном порядке соблюдать санитарно-эпидемиологические требования при нахождении в корпусе», – заявил проректор для газеты «Коммерсантъ».
Первые недели сентября покажут, эффективны ли введенные меры и какие дальнейшие меры необходимы.
Обучение с применением дистанционных технологий – прекрасный дополнительный метод обучения, который университеты продолжат развивать не только для очной формы обучения, но и для заочной и вечерней форм.
Даже если все лекции, семинары и выполнения домашнего задания проходят под контролем преподавателя, у студента намного больше возможности отвлечься и поменять приоритет с учебы на развлечение. Мы надеемся, что дистанционная учеба лишь поможет молодому поколению научиться усидчивости и самоорганизации, а главное, что в век развития информационных технологий образование станет более гибким и совместит в себе все преимущества очного и дистанционного обучения.