В пору Китайского Правления Сун (960-1279 гг.) китайцы на своих плоскодонных джонках вполне сносно по морю общались с Юго-Восточной Азией, а при монгольском Правлении Юань (1279-1378 гг.) ходили до Цейлона, Индии и даже Аравии, не говоря уже о Филиппинах и Японии. В Правление Мин (1368-1644 гг.) состоялось 7 путешествий Чжэн Хэ (鄭和) в 1405-1433 гг. (См. Рис. 1, 2, 3) Само это путешествие называется Драгоценным, но не сколько из-за его драгоценности, сколько из-за места постройки кораблей-сокровищниц Баочуань «寶船» в пригороде Нанкина, возле государственной сокровищницы – казны, из котрой черпались средства на постройку таких кораблей. Третий из Правления Мин Император Китая, как третий из Романовых Пётр I-ый, очень увлёкся кораблестроительными задачами, чтобы потыкать ими во все окружающие Китай ближние и дальние страны.
Итогом этих путешествий было то, что китайцы не нашли для себя ничего ценного, в чём бы они нуждались, но не производили сами, однако при этом знатно потратились, но отдач не получили, поэтому с дальними морскими путешествиями они завязали.
Португальцы не в пример китайцам основной задачей своих путешествий ставили окупаемость. И она была, причём была просто оглушительной, при которой Маркс с 300% прибыли курил свою травку в сторонке. Так причиной Голландско-португальской войны был захват 25 февраля 1603 г. 1.500-тонной португальской каракки «Santa Catarina» с грузом китайского фарфора. Англичане ещё в 1592-м году захватили португальскую каракку с товарами на половину ВВП Англии, а в 1595-м году разбойник Яшка Ланкастер в марте-апреле 1595-го года захватил и разграбил город Ресифи в Португальской Бразилии, заметно подняв ставки в Войнах за специи XVI-XVII-го веков задолго до Опиумных войн XIX-го века.
Таким образом, в морских путешествиях европцы в отличии от китайцев делали ставку именно на выгоду и окупаемость предприятий, в том числе на морской и прибрежный разбой, а не на путешествия с самыми благими намерениями познакомиться и подружиться. Даже Маньчжуры были прозорливее китайцев и делали ставку не просто на захват, а на заселение острова Тайвань с задачей расширения и удержания владений.
Семь (!!!!!!!) путешествий Чжэн Хэ в 1405-1433 гг. привели только к огромным затратам на строительство кораблей, приспособленных к плаваниям в реках и озёрах, нежели морях. Отдача была столь ничтожной, что китайцы на 200 лет вперёд забросили это неблагодарное и затратное занятие – «плавания по морям, по волнам», и вернулись ко внутренней размеренной жизни с почитанием предков и плаваниями по рекам, озёрам и близлежащими морям при чисто китайском Правлении Мин, а вовсе не при маньчжурском Правлении Цин.
При этом китайцы ничего за морями в отличии Маньчжуров не приобрели.
Итого: Маньчжурские заморские предприятия наоборот были успешными и прибыльными, в том числе для современного Китая.
…
Fig. 1, 2, 3. 1405-1433 1-7 th Exploration Zheng He led the Chinese treasure fleet on 7expeditions to SE Asia India & Africa during the Ming Dynasty.