13 лет назад, в ночь на 8 августа, грузинская армия начала массированный артиллерийский обстрел столицы Южной Осетии Цхинвала. Нападение грузин на спящий город ознаменовало старт «пятидневной войны» или «войны 08.08.08», в результате которой к 12 августа армия Грузии, тщательно подготовленная и вооружённая Соединёнными Штатами, была полностью разгромлена, а Южная Осетия и Абхазия были признаны Россией независимыми от Грузии.
Дата начала операции грузинскими властями была обусловлена несколькими факторами. Это был день открытия Олимпийских игр в Пекине, на которые отправился премьер-министр России Владимир Путин. Учитывая нерешительность президента Медведева, его либеральные взгляды, тяготение к США и Западу, грузины надеялись, что он затянет с принятием решения вступать в боевые действия или не примет его вовсе. Надежды грузин и их заокеанских хозяев на последнее были не так велики, а вот, выиграв время, они наделялись создать себе значительное стратегическое преимущество.
До ближайшей российской военной базы 58-ой армии было около 150 километров, половину из которых надо было преодолевать по горному серпантину. Грузинская сторона рассчитывала, что — пока Кремль будет принимать решения, пока российские войска подойдут — она успеет полностью расправиться с южно-осетинскими формированиями и встретить российскую армию уже на границе. Тогда бы ВС России однозначно воспринимались бы как оккупанты, заходящие на территорию Грузии. Лучшим вариантом был бы взрыв Рокского тоннеля между Северной и Южной Осетией, который значительно затруднил бы переброску русских войск к театру боевых действий.
Ещё один фактор — российская армия примерно в эти дни закончила учения «Кавказ-2008», и 58-ая армия находилась в состоянии наименьшей боевой готовности (усталость личного состава, разъезд офицеров по домам и другое). Грузинские ВС примерно за неделю до этого проводили совместные учения с армией США (при участии Армении, Азербайджана и Украины), но закончили свои манёвры «Immediate Response 2008» раньше, 31 июля. Грузинский спецназ готовили к действиям по зачистке Южной Осетии по модели захвата Сербской Краины в августе 2005 года в ходе операции «Oluja».
Однако командование 58-ой армии во главе с генералом А.Н. Хрулёвым по причине странного поведения грузинских войск в приграничном с Южной Осетией районе приняло решение оставить в районе Рокского ущелья две замаскированные батальонно-тактические группы общей численностью в 700 человек. Они не только сделали невозможным подрыв Рокского туннеля, но неожиданно для грузин появились у стратегически важного Гуфтинского моста уже через 4 часа после начала боевых действий — и за 10 часов до официальных слов Медведева «агрессор будет наказан» в 15-00. Именно эти подразделения сыграли важнейшую роль в деблокировании Цхинвала 10 августа.
Разгром грузинской армии и развенчание пропагандистской лжи
Российской армии противостояли около 18 тысяч грузинских военнослужащих, до 80 единиц бронетехники и около 100 различных артиллерийских установок. Обладающая современным вооружением и средствами коммуникации и натренированная американскими инструкторами — грузинская армия несомненно представляла собой одни из самых боеспособных вооружённых сил Европы того времени.
Разгромить её за пять дней помогло мастерство руководства 58-ой армии и Северо-Кавказского военного округа, выучка, доблесть, боевой дух и патриотизм личного состава. В период войны было проведено несколько запоминающихся военных операций, главной из которых было недопущение полного захвата грузинами Цхинвала и подготовки его к обороне, а затем и освобождение южно-осетинской столицы. Кроме того, это были: уничтожение грузинской авиации на базах Вазиани и Марнеули, выход кораблей Черноморского флота из Севастополя и разгром грузинского флота у берегов Абхазии, взятие Гори, Поти и Зугдиди. В Абхазии грузинские войска были выбиты из стратегически важного Кодорского ущелья.
12 августа российская армия полностью освободила Южную Осетию, вышла к городу Сенаки и была в 60 километрах от Тбилиси. Велись бомбардировки стратегических объектов в нём — аэропорта, радаров, авиазавода. Однако казавшееся неизбежным падение грузинской столицы не состоялось. В дело вступила дипломатия, Запад, осознав, что их протеже разгромлены, стал лихорадочно искать пути выхода из войны с (насколько это было возможно) наименьшими потерями. В итоге появился план «Медведева-Саркози», который формализовал остановленные российской стороной 12 августа военные действия.
Грузинская сторона и конвейерная западная пропаганда, разумеется, в те дни обвинили в агрессии российскую сторону. Наиболее иллюстративными доказательствами лжи Саакашвили и западных СМИ, пожалуй, являются свидетельства бывшего главного пиарщика и медиа-советника грузинского президента, бельгийца Патрика Вормса, из группы Aspect Consulting. Ему Саакашвили не доплатил до обещанной суммы гонорара, хотя он фактически был руководителем всей прогрузинской пиар-кампании в западных медиа. И Вормс разоткровенничался, в подробностях рассказав о подготовке грузинской стороны к агрессии.
А также опубликованный в сентябре 2009 года доклад международной комиссии, сформированной ЕС, который заключил, что нет доказательств того, что Россия перебрасывала вооружённые формирования на территорию Грузии до 8 августа. Другой главный вывод: «боевые действия начались с масштабной грузинской операции против города Цхинвали и прилегающих территорий в ночь с 7 на 8 августа 2008 года, которой предшествовал массированный артиллерийский обстрел». Таким образом грузинская военная операция «Чистое поле» была признана агрессией.
Российская операция по освобождению Южной Осетии и принуждению Грузию к миру во многом стала практическим развитием тезисов «Мюнхенской речи» Путина февраля 2007 года и важнейшим шагом к восстановлению международной субъектности и независимости России. Тогда наша страна дала понять, что готова защищать соотечественников и свои стратегические интересы и за пределами России, а инструктаж и вооружение зарубежной армии американцами не даёт ей никакой гарантии от быстрого разгрома. Без той победы и признания Южной Осетии и Абхазии, вероятно, не было бы возвращения Крыма и вооружённого восстания в Донбассе. Разгром грузинских войск под возмущённые вопли их хозяев и сейчас даёт надежду на то, что Россия будет и дальше восстанавливать историческую справедливость, возвращая исторические русские территории. И тут наши взгляды, конечно же, прежде всего устремлены на Новороссию. Недавняя статья Путина по «украинскому вопросу» вполне может стать новой мюнхенской речью, за которой последуют конкретные дела.
Читайте также: Годовщина начала Первой Мировой войны — украденная победа России
Поставьте лайк - будем знать, что написать для вас в следующий раз
Подпишитесь на канал - наши статьи будут попадаться вам чаще
Поделитесь в соц. сетях - Спасибо!