Предлагаю вашему вниманию замечательную статью доцента кафедры государственного управления университета Св. Лаврентия — частного гуманитарного колледжа, расположенного в деревне Кантон округа Святого Лаврентия в штате Нью-Йорк Ронни Олескер. Ронни изучает секьюритизацию идентичностей в этнически разделенных государствах, уделяя особое внимание Израилю и Палестине.
В 2018 году я жила в Израиле, изучая материалы для книги о борьбе этой страны с группами, которые бросают вызов её законности. Каждую среду в мой местный супермаркет приходила новая партия мороженого Ben & Jerry's, и я скупала столько банок ванильного, сколько удавалось. К четвергу обычно разметали всё под чистую. Очевидно, что израильтяне любят продукцию Ben & Jerry's, которая составляет около 75% рынка мороженого премиум-класса в Израиле.
Тем не менее, даже я была удивлена жестокой реакцией Израиля на заявление Ben & Jerry от 19 июля 2021 года о том, что он больше не будет продавать своё мороженое на палестинских территориях, оккупированных Израилем. Многие израильтяне в моей социальной сети были возмущены. Политики осудили компанию Ben & Jerry's как «антиизраильскую» и призвали американских законодателей наложить санкции на компанию из Южного Берлингтона, штат Вермонт. Некоторые штаты уже готовы на это пойти.
Неужто движение за бойкот, изъятие инвестиций и санкции, направленное против израильской оккупации Западного берега реки Иордан и сектора Газа нашло наконец-то слабое место Израиля?
Что такое движение BDS?
Движение за бойкот, изъятие инвестиций и санкции, известное как движение BDS, началось в 2005 году. Именно тогда 170 палестинских организаций гражданского общества призвали к экономическому, культурному и академическому бойкоту Израиля за нарушение международного права и прав палестинцев, а также за его оккупацию Западного берега и Газы. Движение, которое вскоре объединило разрозненную сеть активистов, разбросанных по всему миру, также призвало компании, университеты и другие организации уйти из Израиля, а страны — наложить на него санкции.
Вдохновленная успехом глобального движения за прекращение апартеида в Южной Африке, кампания BDS стремится привлечь учёных, страны, компании и других лиц к своим усилиям по наказанию и изоляции Израиля. До сих пор его самые большие успехи заключались в том, что некоторые академические группы и церкви поддержали его бойкот.
Минимальное влияние на Израиль
Но движение BDS, похоже, мало повлияло на экономику Израиля или его дипломатический статус. Одна из причин этого заключается в том, что Израиль столкнулся с бойкотами ещё до того, как он стал государством в 1948 году. В результате его экономика научилась производить высококачественную, передовую и специализированную продукцию на экспорт, что сделало бойкоты малоэффективными, поскольку торговые партнеры не могут легко заменить товары из других стран.
Израиль также успешно лоббировал некоторые страны и законодателей, чтобы те осудили бойкоты против него. Например, в 2019 году парламент Германии назвал движение BDS антисемитским. А правительство премьер-министра Великобритании Бориса Джонсона заявило, что планирует принять меру по пресечению бойкотов против Израиля.
В США некоторые бойкотируют участников бойкотов. С 2005 года тридцать пять штатов приняли законы, указы и постановления, направленные против BDS. Как правило, они ограничивают государственные органы в ведении дел с кем-либо, кто активно бойкотирует Израиль, и не позволяют государственным пенсионным фондам инвестировать в компании, связанные с BDS. Чиновники во Флориде и Техасе уже пригрозили добавить Unilever, материнскую компанию Ben & Jerry, в черный список предприятий, которые не имеют права на инвестиции.
Одна из основных причин, по которой движение против апартеида преуспело в изоляции Южной Африки в 1980-х годах, заключается в том, что оно убедило крупные компании, такие как Coca-Cola , Pepsi-Co , Reebok и Ford, прекратить вести дела со страной.
В то время как французская телекоммуникационная группа Orange прекратила действие лицензионного соглашения с израильской компанией в 2016 году, несколько других крупных компаний поддержали это движение. В 2018 году Airbnb заявила, что удалит списки собственности в израильских поселениях, но через несколько месяцев отменила это после того, как против нее была подана волна антидискриминационных исков.
Но, несмотря на отсутствие существенного экономического или дипломатического воздействия, я считаю, что было бы ошибкой говорить о провале движениеяBDS. Решение Ben & Jerry скорее намекает на переломный момент в кампании BDS.
Меняющиеся взгляды на Израиль
Компания, основанная друзьями-евреями Беном Коэном и Джерри Гринфилдом в 1978 году, давно придерживается либеральной социальной миссии, которую она часто выражает в своих ароматах мороженого, таких как Save Our Swirled и Justice ReMix'd. Даже после того, как Unilever купила компанию в 2000 году, Ben & Jerry's оставалась независимой в отстаивании своих прогрессивных ценностей.
В своем заявлении, объявляющем об изменении политики, Ben & Jerry's заявила, что продажа мороженого на Западном берегу и в секторе Газа «несовместима с нашими ценностями». Коэн и Гринфилд защищали решение компании в своей статье в The New York Times 28 июля 2021 года.
Хотя я не сомневаюсь, что за этим решением стояли ценности компании, я также считаю, что сработало кое-что ещё: Израиль проигрывает битву за общественное мнение.
В настоящее время в США к Израилю полностью благосклонны всего 3% среди демократов и избирателей, которые склоняются к Демократической партии, по сравнению с 31% в начале 2000-х годов. Среди либеральных демократов к Израилю однозначно плохо относятся 15%, поскольку все больше этих избирателей выражают поддержку палестинцам. Эта тенденция особенно сильна среди молодых американцев, которые гораздо менее благосклонны, чем их старшие коллеги.
Отдельный опрос 2019 года показал , что, хотя большинство американцев никогда не слышали о движении BDS, 48% демократов, которые были знакомы с ним сказали , что они поддерживают его. И почти три четверти всех респондентов этого опроса заявили, что они выступают против законов, наказывающих людей за участие в бойкоте.
Во время борьбы против апартеида крупные компании не присоединялись к движению, пока общественное мнение не начало серьёзно меняться в ответ на массовую активность, обычно возглавляемую студентами колледжей.
Ben & Jerry's уже много лет сталкивается с подобной кампанией пропалестинских активистов. Боевые действия в Газе в мае 2021 года, в результате которых погибли 253 палестинца и 12 израильтян, похоже, усилили давление, поскольку активисты социальных сетей засыпали компанию требованиями бойкота Израиля. Это вызвало 20-дневное молчание Ben & Jerry's в социальных сетях, за которым всего несколько недель спустя последовала новая политика.
Общие ценности
Другими словами, общественные настроения среди группы американских избирателей, в том числе многих американских евреев, которые раньше были стойкими сторонниками Израиля, изменились, и они всё чаще отворачиваются от еврейского государства.
Например, в то время как большинство американцев поддерживают решение о создании двух государств, которое отделяет Израиль от палестинских территорий, которые он оккупирует, израильское правительство и его граждане всё чаще не проводят различия между Израилем и территориями, которые он оккупировал с 1967 года.
Риторика израильских политиков, осуждающих такие компании, как Ben & Jerry's, которые присоединяются к бойкоту поселений — например, называя это формой антисемитизма или приравнивая его к терроризму, — усугубляет проблему. В ходе собственного исследования я обнаружила, что это подтверждает и увековечивает нелиберальный образ Израиля, который рисует движение BDS.
В январском интервью Кристофер Миллер, руководитель стратегии глобального активизма Ben & Jerry, сказал, что «самая прочная связь, которую вы можете создать с клиентами, — это общий набор ценностей».
Вот почему я считаю, что Ben & Jerry's, скорее всего, будет придерживаться своего курса — и всё больше американских компаний последуют его примеру.