Вопреки развитию глобализации во всем мире, люди стараются сохранять свою национальную идентичность. Она помогает защититься от резких перемен, которые несет с собой глобализация. Она же выступает инструментом для осознания себя в контексте национальности и многонационального государства.
Самоидентификация и образование
Особенно актуальна эта проблема для детей, подростков и молодежи. Они переживают последствия предыдущих общественных и политических кризисов и связанных с ними проблем в образовании.
Неслучайно с 2021 года в школах России вводят программу патриотического воспитания, передают «Новые Известия». Она направлена на формирование патриотических ценностей и идентичности граждан многонационального государства.
Новый государственный образовательный стандарт решает несколько задач:
1. Способствует тому, чтобы школьники осознали общность граждан РФ;
2. Обеспечивает получение системы знаний о месте России в мире, ее вкладе в мировое наследие, ее научном, культурном и технологическом развитии;
3. Помогает в личностном, гражданском и патриотическом развитии учащихся.
Источник единства — в регионах
Член Совета при президенте РФ по межнациональным отношениям Ариф Пашаевич Керимов положительно оценил введение программы. По его словам, именно в детстве и юности человек может быть максимально открытым и сомневающимся, искать свое место в мире, ошибаться и не сдаваться — и именно тогда у него складывается набор убеждений, с которыми он проживет всю свою жизнь.
И именно учителя наряду с семьей должны помочь с выбором этих убеждений, принципов, с формированием личности гражданина. Президент лезгинской культурной автономии (ФЛНКА) Ариф Керимов знает, о чем говорит: он работал учителем в средней школе, где обучал детей; он работал председателем исполкома сельсовета, где организовывал работу взрослых, которые из этих детей выросли.
В 2021 году Ариф Керимов создал фонд «Национальное Возрождение», который возглавил его сын бизнесмен Токай Керимов. Фонд призван реализовать проекты в этнической, культурной, образовательной областях. Как показал опыт работы Арифа Керимова во ФЛНКА, без знания родного языка человек не может ощущать сопричастность к чему-то большему; он перестает быть, например, лезгином и при этом не становится русским.
Токай Керимов и Ариф Керимов едины во мнении о том, что сохранение национальной идентичности является базой для укрепления единства народов РФ.
Достижения России в области культуры, науки и духовного развития складываются благодаря разнообразию народов, проживающих в стране. Укреплению их единства помогают патриотические проекты, которые рождаются в регионах и продвигаются на федеральный уровень. Ведь именно на местах формируется общность людей и этнических групп, которая потом, в масштабах государства, порождает нашу удивительную многоязыковую, многоплеменную и при этом монолитную нацию.