Баба Маня — так звали Марию Ивановну родные.
Она родилась 20 марта 1879 года на станции Торбино Николаевской железной дороги (ныне в Окуловской районе Новгородской области, а тогда — Крестецкий уезд Новгородской губернии) и была старшей дочерью Ивана Ивановича и Анны Ивановны Митрофановых.
Иван Иванович был на момент рождения дочери рядовым во временном отпуске Гренадерского саперного батальона. Этот батальон был частью инженерных войск Русской императорской армии и занимался сооружением оборонительных сооружений, наведением мостов, прокладыванием линий связи.
После выхода в отставку Иван Иванович приписался к мещанскому сословию и стал мещанином посада Малая Вишера, жил же с семьей по-прежнему на станции Торбино и служил на железной дороге.
Как известно, в то время почти все семьи были очень многодетными — и средств предохранения не было, и мировоззрение было у людей другое.
Вот и у Марии было 9 младших братьев и сестер. Думаю, с самых ранних лет она начала помогать маме по дому, нянчила малышей и присматривала за ними, ухаживала за домашней скотиной.
Скорее всего, именно поэтому она осталась неграмотной и нигде не училась — не до того было в постоянных хлопотах.
Бабушка рассказывала, что Марию Ивановну выдали замуж за Николая Гриневича, почтальона.
В метрических книгах удалось найти сведения о том, что он был мещанином Старой Руссы, а вот самой записи об их браке пока что не нашлось.
Брак этот не удался — мы не знаем точно всех обстоятельств, но Мария Ивановна через некоторое время после замужества вернулась в родительский дом и осталась там до конца своей долгой жизни. Супружеских отношений у нее с мужем ни разу не было, она осталась невинной девушкой. Бабушка говорила, что ее муж Николай Гриневича был болен, чем именно — можно только догадываться. Кстати, супружеская несостоятельность мужа была в дореволюционной России одной из возможных причин для расторжения брака.
Родных детей у Марии Ивановны не было, так что всю свою нерастраченную любовь и нежность она отдала своим племянникам и племянницам — детям сестер Екатерины (моя бабушка Калерия) и Елизаветы (у нее было четыре дочери и один сын).
Когда ее мамы Катерины не стало, бабушке было всего 3 года. Мария Ивановна взяла на себя ее воспитание и заботу о ней.
Когда спустя годы появилось следующее поколение, баба Маня помогала растить внуков. Моя мама Татьяна до сих пор с теплом вспоминает то время в 1950-1960-е годы, когда приезжала на каникулы в Торбино. Баба Маня любила ее и баловала.
До самых преклонных лет продолжала Баба Маня хлопотать по дому, ходить в лес по грибы и ягоды, ухаживать за козой и курами, за огородом.
Без своего хозяйства им с сестрой Елизаветой тяжело пришлось бы — так как они никогда не работали, то долгое время не получали от государства никакой пенсии, только в 1960 году им назначили самую мизерную, прожить на которую было очень сложно.
Моя бабушка, когда приезжала в Торбино, всегда привозила с собой для старушек те продукты, которые им было трудно купить на свои копейки или которые на станции Торбино попросту не продавались, а еще ткань на платье, обувь.
Баба Маня многое повидала на своем веку, пережила две мировые войны, три революции. В воспоминаниях родных она осталась доброй любящей бабушкой. Светлая ей память!
Понравилась статья? Ставьте лайк и подписывайтесь на мой канал, чтобы ничего не пропустить!
Всего доброго, до новых встреч!