Det finnes ikke dårlig vær, bare dårlige klær (норвежская пословица).
Мы решили рассказывать о марках одежды создающие вещи, в которых комфортно наслаждаться северной природой.
Первый рассказ о нашем любимом «зверьке» – Fjällräven (Песец – швед.)
Марка родилась из желания одного человека – сделать природу доступной для большего числа людей.
Эке Нордин (Åke Nordin) родился в на побережье Швеции в 1936 году. Холмы, густые леса и море были идеальным сочетанием для юного любопытного Эке. Многочисленные приключения подтолкнули Нордина к изобретениям.
В 1950 Эке собрался в горный поход. 14-летний подросток никак не мог подобрать под себя рюкзак, большинство представленных на тот момент моделей представляли из себя бесформенные мешки с плечевыми лямками. Возникла идея создать рюкзак, который вмещал много вещей, но удобно сидел бы на спине. Используя швейную машинку своей матери и инструменты отца, юноша создал рюкзак с деревянной рамой. В горах рюкзак Эке привлёк внимание многих встреченных на маршруте походников, а особенно оленеводов-саамов. Один из них попросил Эке изготовить ему такой же, став, таким образом, первым клиентом ещё не возникшей компании Fjällräven. 10 лет спустя, в 1960 году, в подвале родительского дома Эке основал Fjällräven и выпустил свой первый продукт на продажу – рюкзак, но на этот раз уже с алюминиевой рамой.
До этого Нордин успел отслужить в армии в парашютной школе, которая готовила солдат, готовых к выполнению боевых задач в глубоком тылу противника. Во время своей службы Эке укрепился в желании создавать надёжную и удобную экипировку, которая позволила бы людям чаще выбираться за пределы городов. Даже снаряжение шведского элитного военного подразделения не заслужило его высокой оценки.
В 1960-х Эке разработал 2-слойную палатку, состоящую из внешнего водостойкого полиэстерового тента и внутреннего спального полога из очень лёгкого нейлона. В 1966 году палатки Fjällräven приняли участие в большой лыжной экспедиции по Гренландии. Со своей задачей снаряжение Эке справилось блестяще. Это положило начало сотрудничеству членов Гренландской экспедиции с его компанией в деле разработки новой туристической экипировки.
Главным результатом сотрудничества стал материал G-1000 и пошитая из него одежда. Ткань, состоящую из смеси полиэстера и хлопка, изначально планировалось использовать при пошиве лёгких палаток, но для этих целей она оказалось слишком тяжёлой. Эке решил из оставшегося отреза материала сшить себе куртку, которую использовал позже в нескольких горных походах. Ткань оказалась очень прочной, хорошо сохла, при этом была достаточно лёгкой и отлично «дышала». Оставалось защитить материал от намокания. Решить эту проблему Эке помог его жизненный опыт. Он вспомнил, что когда прыгал на лыжах с трамплина, то покрывал парафином седалище брюк, чтобы ткань в этом месте не отсыревала. Эке пропитывал образцы ткани различными смесями парафина и пчелиного воска, используя фен супруги, пока не нашёл оптимальный состав. Его эксперименты дали свои результаты — ткань стала не только водостойкой, но и непроницаемой для ветра.
Материал был назван G-1000 («G» — «Greenland», Гренландия) и использован для пошива курток Fjällräven Greenland. Они появились в продаже в 1968 году и, в различных модификациях, выпускаются по сей день. Ткань и, созданная из неё, одежда стали настоящей «визитной карточкой» компании Fjällräven, сохранив свою актуальность даже в наш век мембран и высокотехнологичных материалов.
В конце 1970-х рождается самый узнаваемый продукт компании Fjällräven — рюкзак Kanken. Рассчитывая размер и объём будущего Kanken, Эке оттолкнулся от габаритов двух тетрадей-альбомов формата А4. В качестве консультантов и тестеров Эке привлёк членов Шведской ассоциации гидов и скаутов, поэтому рюкзак сразу разрабатывался с учётом пожеланий целевой аудитории — детей, подростков и учащейся молодёжи. Сейчас Kanken — один из самых популярных городских рюкзаков в мире, выпускается в 45 расцветках и в 6 версиях.
Оке Нордин считал, что чем больше люди знакомятся с природой, тем больше они о ней заботятся. в 1994 году Fjällräven запускает свою первую экологическую программу по сохранению популяции и ареала обитания песца, который запечатлён в названии и логотипе самого бренда. Компания является организатором ежегодных международных походов Fjällräven Classic по маркированным маршрутам в Швеции, США и Дании. А с 1997 года проводится гонка на собачьих упряжках Fjällräven Polar, в которой могут принять участие команды новичков: их предварительно обучают представители компании.
Использованы материалы с сайта и инстаграма компании Fjällräven. Статья Александра Денисова «История компании Fjallraven» с сайта компании «Спорт-Марафон».